№ 3, март 2002

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Меры по предупреждению коррупции и прекращение трудового договора по п. 5 ст. 47 Трудового кодекса

Рубрика «Трудовое законодательство»

Соколовская А.М.

Во вступившем в действие Трудовом кодексе Республики Беларусь большое внимание уделяется вопросам расторжения и прекращения трудового договора. К сожалению, не всегда наниматель и работник разрешают сложившуюся конфликтную ситуацию на добровольных началах. Многочисленные трудовые споры, находящиеся на рассмотрении в судах, свидетельствуют об обратном: наниматель вынужден уволить работника по своей инициативе за допущенные работником виновные действия, несоответствие его занимаемой должности или выполняемой работе и в других случаях.

Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников, содержащиеся в ст. 47 ТК, позволяют нанимателю прекратить действие трудового договора в случае неподписания либо нарушения работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции.

Введение указанной нормы в Трудовой кодекс обусловлено необходимостью исполнения ряда законов, направленных на создание организационных и правовых основ борьбы с организованной преступностью и коррупцией и обеспечение при этом гарантий защиты законных интересов физических и юридических лиц.

Определение понятия коррупции приводится в ст. 1 <<<Закона Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией»>>>, вступившего в действие в июле 1997 г. Согласно названной статье Закона, коррупция — это умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.

Следовательно, коррупцию можно рассматривать как явление, включающее в себя деяния, наказуемые в уголовном порядке, и деяния, носящие явно корыстный характер, но не преследуемые в уголовном порядке. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, законодатель относит представителей власти, в т.ч. работников правоохранительных органов, судей, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, служащих государственного аппарата, лиц, определяемых законодательством как должностных, в т.ч. в Вооруженных Силах Республики Беларусь и иных воинских формированиях, должностных лиц субъектов хозяйствования, в имуществе которых доля государственной собственности является преобладающей.

Указанным лицам в силу ст. 8 приведенного Закона запрещается:

• вмешательство в деятельность других государственных и негосударственных органов, предприятий, учреждений и организаций, если это не входит в круг их обязанностей;

• использование своего служебного положения при решении вопросов, затрагивающих их личные интересы или интересы членов их семьи и близких родственников;

• предоставление необоснованных льгот и привилегий физическим и юридическим лицам или оказание содействия в их предоставлении;

• участие в качестве поверенных физических или юридических лиц по делам, относящимся к компетенции органа, в котором они находятся на службе (работе) или который им подчинен либо деятельность которого они контролируют;

• использование в личных интересах или в интересах физических или юридических лиц информации, полученной при исполнении служебных обязанностей, если она не подлежит официальному распространению;

• отказ в даче информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, необоснованная задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

• неправомерная передача предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности и физическим лицам государственных финансовых и материальных ресурсов;

• искусственное создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

• выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности;

• получение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных или иных официальных мероприятий.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (14), март 2002 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.