№ 9, сентябрь 2002

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Правила регистрации входящих, исходящих и внутренних документов

Рубрика «Делопроизводство»

А.Е. Рыбаков, начальник отдела организационно-правовой, кадровой работы и международных связей Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь, кандидат исторических наук

В <<<обновлении за 1.08.2002 “Правила регистрации приказов. Формирование приказов в дела”>>> были рассмотрены правила регистрации приказов. Кроме приказов в организации в течение делопроизводственного года образуется большое количество других внутренних документов (докладные записки, положения, инструкции, акты и т.д.). Помимо этого, каждая организация создает и отправляет документы другим организациям и гражданам (т.н. исходящие документы) и, в свою очередь, получает документы от них (т.н. входящие документы). Правила регистрации всех этих групп документов несколько отличаются от требований, предъявляемых к регистрации приказов. Прежде всего, необходимо определить, что понимается под регистрацией документов.

Регистрация документов — это фиксация факта создания или поступления в организацию документа путем проставления на нем регистрационного индекса с последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационной форме.

При регистрации каждому документу присваивается условное обозначение — индекс. Как правило, индекс исходящих, большинства внутренних и в некоторых случаях входящих документов сложный (в отличие от приказов) и состоит из ряда элементов: индекса структурного подразделения, номера дела по номенклатуре и порядкового номера документа. Индекс структурного подразделения указывает, к деятельности какой структурной части относится документ, куда он поступит на исполнение, где будет храниться до передачи в архив организации. Номер дела по номенклатуре отражает местонахождение документа в соответствии с принятой классификационной схемой документов учреждения, т.е. сводной номенклатурой дел (см. в <<<обновлении за 1.10.2001 “Номенклатура дел: правила составления и оформления. Особенности составления номенклатуры дел кадровой службы ”>>>, <<<обновлении за 1.11.2001 “Номенклатура дел: правила составления и оформления. Особенности составления номенклатуры дел кадровой службы ”>>>). Например, регистрационный индекс документа — 3-18/248, где 3 — индекс структурного подразделения, 18 — номер дела по номенклатуре, 248 — порядковый номер документа, присвоенный ему при регистрации.

Следует отметить, что в зависимости от масштаба и характера деятельности организации порядок регистрации документов может иметь свои особенности. Тем не менее при регистрации документов должны соблюдаться следующие общие требования:

• каждый документ регистрируется только один раз, т.е. основным принципом регистрации является однократность;

• входящие документы регистрируются в день поступления, исходящие — в день подписания.

Немаловажное значение для правильной организации работы по регистрации документов имеет определение категории документов, не подлежащих регистрации. Нерегистрируемые документы определяются на основании Перечня документов, не подлежащих регистрации, составляемого каждой организацией самостоятельно (например, в него могут входить рекламные извещения, плакаты, программы конференций, прейскуранты и т.п.). Кроме того, в каждой организации составляется Перечень документов, не подлежащих регистрации службой документационного обеспечения управления, который утверждается руководителем учреждения. В него включаются документы, регистрируемые только в отраслевых и функциональных службах организации (например, счет-фактуры, накладные и другие подобные документы регистрируются только в бухгалтерии организации). Документы, подлежащие регистрации в структурных подразделениях, передаются им минуя руководство организации.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (20), сентябрь 2002 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.