№ 9, сентябрь 2002

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Необходимо уметь не только защищаться от принуждения к интимным отношениям, но и не давать кому бы то ни было повода для измышлений на подобную тему.

Рубрика «Управление персоналом»

В.П. Шейнов, доктор социологических наук, профессор кафедры психологии РИВШ БГУ sheinov1@mail.ru

«Интим не предлагать»

Неформальные служебные отношения — вещь серьезная. В этом убеждают объявления, в которых работодатели требуют «девушку без комплексов». Девушки же (видимо, те, кто с комплексами) предупреждают: «Интим не предлагать». Но, исходя из объявлений, трудно сказать, много ли женщин и мужчин, которым не нравится, когда на работе им навязывают интим в разных видах. И много ли тех, кто полагает, что интим несовместим с респектабельностью организации? И вообще, как у нас с этими самыми сексуальными домогательствами, о которых так много говорят на Западе?

Анкетирование

Согласно исследованиям американских феминисток, проведенным в Беларуси, каждая четвертая из числа опрошенных призналась в пристальном сексуальном внимании со стороны руководства или сотрудников. Но справедливости ради отметим, что среди пострадавших встречаются и мужчины. «Сначала директор фирмы увеличила моему мужу зарплату. Потом пообещала отпуск в Испании. Пару раз сводила в ресторан. Даже мобильный телефон на ремень пристегнула собственноручно. Когда, наконец, поняла, что он парень либо хитрый, либо деревенский, объяснила популярно, какая именно зарплата и какой отпуск ему, простому водителю, полагаются, если он... Пришлось ему вернуться на старое место работы в таксопарк» (Светлана С., Минск).

Но, конечно, несравненно больше настойчивых приставаний со стороны начальников-мужчин. Поводом к этому может быть просто «выдающаяся часть» тела сотрудницы, о чем свидетельствует следующее письмо:

«Я уволилась из фирмы из-за... своих ягодиц. Сначала моя часть тела была просто предметом шуток. Потом — ведущей темой разговоров. Естественно, в суд я не обращалась — начальник ко мне ни разу не прикасался. Кроме того, процесс об оскорблении чести и достоинства мог бы стать комедией. Да и в свидетели никто бы не пошел. Кто захочет из-за чужих проблем терять свою работу? Имея два высших образования, я не способна сейчас трудоустроиться. Пробовала по газетным объявлениям — интим нигде не предлагали. Зато потом...» (Тамара С., Гродно).

Закон «с бородой»

Борьбу с сексуальными домогательствами на службе в СССР начали на 40 лет раньше, чем в США. Статья 118 Уголовного кодекса наказывала за «понуждение женщины к вступлению в половую связь с лицом, в отношении которого женщина является материально или по службе зависимой». Введена эта статья была еще в 30-е годы. Именно тогда советские женщины пошли на фабрики и заводы (европейские и американские дамы сделали это на 30-40 лет позже). Правда, по мнению юристов, закон этот защищал в основном домработниц и нянек.

Группы риска

Одна знакомая поведала мне такую историю. Устраивалась она на работу секретарем в частную фирму. Уже договорились с шефом об условиях работы, когда «нечаянно» тот обнял ее и проговорил: «Вы девушка взрослая, должны понимать, что секретарю придется исполнять еще некоторые обязанности...» Знакомая поинтересовалась: мол, неужели она столь сильно ему приглянулась? Шеф опешил: «При чем тут симпатии-то?!» Короче, пришлось ей другую работу искать.

Многие, чтобы выжить, вынуждены соглашаться на любые условия. Социологи даже выделили группы риска: продавщицы, секретари, проводницы, стюардессы. Распространенность сексуальных домогательств «без отрыва от производства» достигла сегодня апогея (97 % жертв — традиционно представительницы слабого пола до 35 лет). По данным социологического опроса, за 3 последних года им подвергалась каждая третья женщина в Москве и Санкт-Петербурге, каждая четвертая в других городах России. И только одна из десяти женщин не имела ничего против подобных притязаний.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Белорусские женщины, в силу национальной терпимости, «дел не шьют». Выкручиваются, кто как умеет. Случается даже успешно. «Когда терпение лопнуло — я перестала сопротивляться. Согласилась пойти в ресторан. В короткой юбке. Без колготок и белья. Позволяла гладить ноги выше колен, руки. Коньяк допивали в квартире «на сутки». Там я и накапала в рюмку клофелина. Под утро из дому анонимно позвонила жене. Сообщила адрес квартиры. Теперь мы с боссом всегда будем мирно работать вместе — нас объединяет маленькая тайна, о которой мы вслух ни разу не заговаривали» (Ольга К., Брест).

«Прежде чем обратиться в гражданский суд, я дала почитать шефу текст иска. Самоуверенность быстро его покинула. О приставаниях — ни слова. Зато нарушений статей Трудового кодекса — сколько угодно. Вставила даже несправедливое лишение премии и гонение по национальному признаку. То ли испугался неприятностей, то ли не захотел усложнять себе жизнь, но больше он меня не трогал. До суда, понятно, дело не дошло, до моего увольнения — тоже» (Вероника К., Гомель).

А почему бы и нет?

Однако не все женщины отрицательно относятся к приставаниям. Многие руководители говорят, что женщины-подчиненные нередко сами предлагают им интим. Вот точка зрения известного тележурналиста Дарьи Асламовой: «Спать ради продвижения по службе — однозначно плохо. Но правила игры в этом мире таковы, что тон задают мужчины. Возьмите любое крупное предприятие — ключевые посты занимают именно они. Я опрашивала своих знакомых — чтобы дать толчок карьере, всем им пришлось хоть один раз снять трусики. Я сама на это способна. Не говорю, что стану заниматься этим, но способна». Чтобы решить для себя, стоит ли идти на «это», оцените плюсы и минусы этого шага.

Рекомендации по составлению актов, примерный акт о появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения, образцы содержания констатирующей части актов.

Е.Г. Комоцкая, заместитель начальника Главного экспертно-правового управления Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Актирование отдельных ситуаций, возникающих в процессе трудовой деятельности работника

Акт как информационно-справочный документ, составляемый группой лиц и подтверждающий объективно установленные ими факты, события, действия, происходящие в процессе трудовой деятельности работника, входит в состав кадровой документации.

В силу того что актами оформляются различные ситуации, происходящие в организации в процессе трудовой деятельности работника, отсутствует какая-либо единая, типовая форма акта. Вместе с тем при составлении такого рода актов следует принимать во внимание общие требования, содержащиеся в <<<положениях Государственного стандарта Республики Беларусь 6.38-95 «УСД. Система ОРД. Требования к оформлению документов»>>>, Методических указаниях по его применению, а также <<<Примерной инструкции по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, утвержденной приказом Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 23 мая 1995 г. № 13>>>.

Составление актов об отдельных ситуациях, возникающих в процессе трудовой деятельности работника, предусматривают нормы Трудового кодекса Республики Беларусь. Это обусловлено и правоприменительной практикой. Основанием для составления акта может быть распорядительный документ, нормативный правовой акт, устное распоряжение руководителя организации или структурного подразделения и т.д.

Акт содержит следующие реквизиты: наименование организации (подразделения), составившей акт, название вида документа, место составления, дату и регистрационный номер, заголовок к тексту, подписи и др.

Дата акта должна соответствовать дате актируемого события.

Заголовком к тексту акта является содержание актируемого события: «Об отказе работника от дачи объяснения», «Об отказе работника от ознакомления с приказом» и др.

Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении, без указания должностей.

Текст акта состоит из вводной и констатирующей частей.

В вводной части указывается основание для составления акта и перечисляются лица, составившие акт и присутствовавшие при этом. Указываются в алфавитном порядке их фамилии, наименование должностей.

В констатирующей части акта дается краткое описание проделанной работы (ее сущность, характер, методы, сроки) и фиксируются установленные факты. Если в акте фиксируется ряд фактов, текст делится на пункты.

С актом следует ознакомить лицо, в отношении которого он составлен, под расписку, что отражается ниже подписей лиц, составивших акт и присутствовавших при его составлении. В случае отказа работника поставить свою подпись, свидетельствующую об ознакомлении с актом, данный факт отмечается в акте, после чего его составители расписываются в нем еще раз.

Примерный акт о появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения Одним из доказательств алкогольного, наркотического или токсического опьянения является медицинское заключение, полученное работником, направленным нанимателем на медицинское освидетельствование такого состояния в наркологический диспансер или другое медицинское учреждение. В случае отказа работника от прохождения медицинского освидетельствования доказательством может быть акт, составленный очевидцами (в количестве не менее трех человек) в день появления работника в таком состоянии на работе. В акте указывается когда, где, в чьем присутствии обнаружен работник в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, дается описание внешних признаков такого состояния работника (специфический запах, особенности речи, нарушение координации движений, агрессивность и т.п.), а также отмечается — предлагалось ли работнику пройти медицинское освидетельствование и по каким причинам оно не состоялось.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (20), сентябрь 2002 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.