№ 10, октябрь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Бизнес с социальным оттенком

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Новая страница 1

Секреты управления персоналом: Почему именно сейчас вы решили начать проект по развитию социально ответственного бизнеса?

Жанна Гринюк: В любой стране мира рано или поздно приходит понимание того, что экономика не может работать только ради денег. Смысл жизни и работы состоит не в том, чтобы постоянно приумножать свои богатства. Сейчас прибыль не является абсолютным мерилом успеха, и для полного счастья перестало хватать толстого кошелька, потому что существуют бесценные вещи, такие как внутренняя гармония и спокойствие, появляющиеся от осознания того, что твои усилия не бессмысленны, а направлены на улучшение существующего мира, на изменение в лучшую сторону жизни его обитателей. Возможно, в Беларуси уже настало такое время. По крайней мере об этом может свидетельствовать наше желание приблизится к мировым стандартам бизнеса.

 

СУП: Какие цели и задачи вы перед собой ставите?

Ж.Г.: Для начала нужно разобраться с природой понятия «социальная ответственность». Почему, достигая определенных высот в бизнесе, люди начинают испытывать потребность творить добро? В психологии есть такое понятие — «биологический альтруизм». В данном случае его можно применить и к бизнесу: если я буду создавать комфортную бизнес-среду вокруг себя, это принесет пользу как моему предприятию, так и потребителям.

Достаточно сложно определить само понятие социально ответственного бизнеса. Наш менталитет задолго до нашего рождения был сформирован государством, которое взяло на себя все социальные проблемы. Поэтому многие бизнесмены считают, что их социальная ответственность состоит только в том, чтобы организовать рабочие места, обеспечить своим сотрудникам достойную зарплату и платить налоги. В массовом сознании социальная ответственность сводится к формуле «делиться надо» и воспринимается в основном как благотворительная деятельность.

Если обратиться к опыту Европы, то можно узнать, что корпорация как гражданское лицо должна соблюдать законы, нормы общественной жизни; как производитель — производить безопасные надежные товары, устанавливать справедливые цены, а как работодатель — заботиться о материальном положении работников, о недопущении их дискриминации.

Корпорация как субъект управления ресурсами должна эффективно использовать ресурсы и заниматься теми земельными участками, на которых расположено предприятие; как объект инвестирования — защищать интересы инвесторов и давать правдивую информацию о своем положении, а как конкурент — не должна участвовать в нечестной конкуренции и необоснованном ее ограничении. И, наконец, корпорация как участник социального развития должна стимулировать и поддерживать инновации и признавать ответственность за воздействие на качество жизни окружающих.

Как видите, поле для деятельности достаточно широкое. Естественно, все это сразу не осилить. Поэтому пока мы поставили перед собой две цели: объединить всех заинтересованных в продвижении этой идеи бизнесменов в нашей стране и показать мировому бизнес-сообществу нашу зрелость и открытость в этом вопросе. Для этого мы планируем создать совместный фонд поддержки социальных проектов, ежегодно публиковать совместный социальный отчет и вообще всеми возможными средствами популяризовать эту идею.

 

СУП: В нашей стране приходится начинать все с нуля или уже есть какие-то наработки в этой сфере?

Ж.Г.: Как я уже сказала, мы хотим объединить всех, кто каким-либо образом воплощает принципы корпоративной социальной ответственности в своем бизнесе. В нашей стране таких людей не так уж и мало. Проблема состоит в том, чтобы создать единый стандарт качества работы.

 

СУП: Можно ли сказать, что причины, которые побуждают компанию стать социально ответственной, делятся на внутренние и внешние?

Ж.Г.: Да, можно. Компании, которые однажды подверглись сильной критике со стороны общественности, давно уже осознали необходимость установления прочных связей с внешним миром. Поэтому желание стать лучше вполне естественно, и в нем нет злого умысла. Поводом для применения социально ответственных методов ведения бизнеса может стать желание сократить оперативные расходы, повысить свою популярность, улучшить качество продукции, увеличить объемы продаж. В некоторых странах даже налоговое законодательство может стать привлекательным, если ты следуешь принципам социальной ответственности.

 

СУП: Во многих странах мира есть национальный кодекс корпоративного управления. Существует ли что-то подобное у нас, и если нет, то планируется ли создание такового?

Ж.Г.: Во многих странах существуют такие кодексы. Например, Греческие принципы корпоративного управления и рекомендации по его преобразованию, Кодексы корпоративного управления Румынии, Принципы корпоративного управления: японская перспектива. У нас тоже разработаны подобные документы для различных сфер деятельности, в некоторых компаниях идеи социальной ответственности прописываются в их стратегиях. Но общего кодекса корпоративной социальной ответственности нет. Об этом пока рано говорить. Не всегда интересы бизнеса совместимы с принципами социальной ответственности. Хотя сама идея довольно привлекательна.

 

СУП: Каким образом государство влияет на развитие КСО?

Ж.Г.: Инициировав этот проект, мы планировали вовлечь в него не только наш бизнес, но и административный ресурс. Однако государственные органы никогда не будут рассматривать сырую, неоформленную деловую инициативу. Именно поэтому еще надо провести сложную работу теоретического плана. В ближайшее время мне предстоит встреча с американским юристом, который находится в Беларуси по волонтерской программе. Его опыт и ресурсы будут просто неоценимы.

 

Жанна Гринюк. Директор Центра системных бизнес-технологий «САТИО». Доцент, кандидат психологических наук. Ведущий независимый эксперт в области экономической психологии в Беларуси, практикующий консультант Европейской ассоциации обучения менеджеров CEEMAN. Организатор Клуба брендов в Беларуси, Председатель оргкомитета национального конкурса «Бренд года» в Беларуси. Опыт бизнес-консультирования белорусских и российских компаний с 1993 г.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (45), октябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.