№ 12, декабрь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Логика творчества

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Эдвард де Боно

Новая страница 1

 

Меня очень часто спрашивают почему так много книг

 посвящено человеческому мышлению?

 На это я обычно отвечаю: посмотрите, сколько книг

 выпускается о диетическом питании,

 об игре в гольф или о том, как успешно продавать.

 По сравнению с ними, книги о человеческом мышлении лишь капля в море.

Эдвард де Боно

 

 

 

Ученые до сих пор спорят о том, является креативность врожденной или приобретаемой. Очевидно, что окончательную точку в этом споре в ближайшее время поставить не удастся. С уверенностью можно говорить лишь о том, что есть люди, которые с самого раннего детства обладают врожденной жаждой достижений. Становясь взрослыми такие люди, отсутствием креативности уж точно не страдают. К их числу можно причислить Эдварда де Боно (будучи еще школьником, он имел ключ от химической лаборатории, и в которой «креативил» большую часть времени). В гостях у журнала — Светлана ПЫЛАЕВА, руководитель международных проектов компании MTI, получившей эксклюзивные права на проведение бизнес-тренингов Эдварда де Боно в России.

 

«Секреты управления персоналом»: Светлана, Эдвард де Боно утверждает, что в отличие от науки и техники, где человечество за последние два с половиной тысячелетия действительно добилось огромного прогресса, в мышлении (method of thinking) ничего подобного не произошло. А разве успех в науке не связан с развитием человеческого мышления?

Светлана Пылаева: Настоящий, подлинный прорыв в любой области человеческого знания связан как раз с тем моментами, когда человек по каким-то причинам избавляется от шор и ограничений привычного метода мышления и способен на нестандартный взгляд. Поэтому речь идет не о том, что человек в принципе не умеет мыслить иначе, чем обычно; мы говорим о том, что нестандартный подход по большей части случаен. При этом я не стала бы призывать вовсе избавиться от стандартного, привычного подхода. В тех случаях, когда нам нужно перейти улицу, отрыть дверь своего дома или съесть суп, привычные знания и автоматические навыки того, как это делается, помогают нам остаться живыми,  сытыми и с крышей над головой.

Однако множество задач в нашей жизни сильно проигрывает оттого, что были решены стандартными методами. Для того чтобы реализовывать нестандартный подход не случайно, от озарения к озарению, от инсайта к инсайту, а тогда, когда это необходимо, и требуются другие навыки мышления.

 

«СУП»: Увы, результаты различных исследований говорят о том, что креативные идеи приходят менеджерам в голову случайно. Об этом, в частности, пишет американский специалист в области креативности Алан Робинсон в своей книге Corporate Creativity («Корпоративная креативность»). Так можно ли эффективно управлять креативностью?

С.П.: Алан Робинсон совершенно прав. Ведь именно поэтому компании не совершают тех успехов, которые могли бы совершить, если бы творческий потенциал их сотрудников реализовывался, как говорится, на все сто. Причины этой прискорбной ситуации кроются именно в случайности. Представьте себе, что вы могли бы использовать свои ноги для бега только от случая к случаю, причем эти случаи были бы совершенно спонтанны и непредсказуемы. Все остальное время вы могли бы передвигаться только медленно. При этом мышцы ног находятся в полном здравии и в принципе способны бегать тогда, когда вы этого захотите. У разных людей, конечно, способности, таланты и склонности различны. Однако научиться бегать, оптимально используя свой мышечный аппарат, могут практически все более или менее здоровые люди. Мышцы тренируются, точно так же тренируется и мышление; регулярные физические упражнения делают человека более ловким, сильным, выносливым; регулярное «напряжение мозгов» оттачивает мысль, увеличивает разнообразие ассоциаций,  дисциплинирует и делает более эффективным весь процесс мышления в целом.

 

«СУП»: Становится понятным ответ на наш следующий вопрос: творческий ум дается от природы или творческие способности можно развивать?

С.П.: Да, мы уже коснулись этого вопроса. И здесь точка зрения Эдварда де Боно заключается в следующем: действительно, способности у всех людей разные, однако задача заключается в том, чтобы оптимально и максимально эффективно использовать те из них, которые нам даны от природы. Если хотите, можно сказать, что мы развиваем не сами способности, а свои возможности по их использованию.

 

«СУП»: Когда разговор заходит о том, что же такое креативная идея, на ум приходят две вещи. Эта идея должна быть, во-первых, действительно новой и, во-вторых, полезной. Что значит креативная идея по Эдварду де Боно?

С.П.: Утверждение  о «действительно новой» идее представляется мне довольно спорным.  Нередко новая идея означает приложение старой идеи к непривычной ситуации. Поясню на примере. Продавать игрушки и сладости детям идеи, прямо, скажем, не новые, а вот совместить игрушку и шоколад — оказалось очень эффективным нововведением, сделавшим Kinder Surprise самым продаваемым шоколадом в мире. Я бы сказала, что креативная идея подразумевает взгляд без ограничений шаблонных представлений на решение того или иного вопроса. Результат креативной идеи не всегда сразу находит конкретное практическое воплощение, однако он, безусловно, заставляет задуматься и пересмотреть возможности и варианты решения данного вопроса.

 

«СУП»: Индеец племени яки дон Хуан для того, чтобы вызвать измененное состояние сознания и посмотреть на мир другими глазами, предлагал Карлосу Кастанеде[1] употреблять пейот[2]. Латеральное мышление — это тоже своеобразный пейот или речь идет о сознательном инструменте?

С.П.: Несомненно, об измененном состоянии сознания речь не идет. Инструменты латерального мышления позволяют как раз без изменения сознания реализовывать свой творческий потенциал. Собственно идеологический посыл де Боно состоит в том, что возможность возникновения творческой мысли не зависит от времени суток, физического состояния, вмешательства свыше и тому подобных вещей. «Творческое мышление,— говорит Эдвард де Боно, — это навык, его можно развить; также существуют определенные инструменты,  которые позволяют использовать его максимально эффективно. Участники тренингов по моим программа знают, что креативность — это не вопрос вдохновения, «программу» креативности можно запускать по собственному желанию».

 

«СУП»: Вообще, каковы отношения между латеральным (боковым) и логическим (вертикальным) мышлением. Можно ли говорить, что они дополняют друг друга?

С.П.: Да, конечно, это определенно взаимодополняющие составляющие мышления. При этом я не стала бы называть логическим только вертикальный образ мыслей. На самом деле есть четкая логика, структура и жесткая дисциплина ума в реализации творческого подхода по методам Эдварда де Боно. Суть в том, что у стандартного подхода есть своя логика, логика очевидности, привычности, опыта, наконец. В творческом подходе нет хаотичности, его внутренняя логика также сильна и строга.

Красивый пример дополнительности подходов приводит в своей книге «Новые маркетинговые технологии» Филип Котлер. По его мнению есть вертикальный, традиционный маркетинг, основанный на классическом четком сегментировании рынка и позиционировании товара. Для того чтобы найти новые возможности, новые рыночные категории, продлить жизнь старых товаров, а также разработать стратегии продвижения новых брендов,  используются инструменты латерального маркетинга. Латеральный маркетинг не заменяет вертикального, он дает возможность использовать отброшенные потребности, целевых потребителей, способы использования, ситуации и атрибуты для идей новых, неординарных товаров.

Аналогичным образом вертикальное и латеральное мышление дополняют друг друга. Использование обеих форм во много раз увеличивает возможности мышления.

 

«СУП»: Творчеству любят приписывать таинственность, а между тем ему присуща своя логика. Логика творчества — логика систем, создающих паттерны. Что же такое паттерн и насколько важно его значение для концепции Эдварда де Боно?

С.П.: Более 25 лет назад Эдвард де Боно объяснял механизм, с помощью которого человек познает мир, следующим образом: на основании своего опыта человек строит паттерны, или шаблоны, которые позволяют ему видеть мир определенным образом, тем самым еще более усиливая и закрепляя эти шаблоны — так дождь заполняет углубления в земле, оставшиеся от предыдущего ненастья.

Эти паттерны, содержащие наш опыт, незаменимы в повседневной жизни: в самом деле, как смог бы человек утром одеться, если бы он не имел представления о том, как это делается?

Но эти самые паттерны являются серьезной помехой на пути развития новых идей: пока вы не научитесь избегать заключенного в них привычного взгляда на вещи,  творчество остается за порогом вашего образа мыслей. Процесс выхода за пределы этих паттернов Эдвард де Боно и назвал латеральным мышлением.

 

«СУП»: Существует штамп, что в споре рождается истина. Насколько мы понимаем «Шесть Шляп Мышления» — чуть ли не единственная попытка в истории человечества доказать, что это не так и что нужно действовать в унисон. Как пришла эта идея Эдварду де Боно?

С.П.: Да, вы совершенно правы насчет единственной попытки. В своей книге «The revolutionary Nature of Parallel Thinking» (Революционная природа параллельного мышления) Эдвард де Боно говорит о том, что у нас есть блестящие навыки мышления, основанные на аргументации и анализе. Эти традиционные методы остаются незыблемыми в течение столетий. Однако если ранее они вполне подходили для относительно стабильного мира (где концепции и идеи жили дольше, чем человек), то теперь, в быстро изменяющемся мире современности, когда новые концепции и идеи требуются буквально на каждом шагу, они оказываются не адекватными.

На самом деле, в мышлении и коммуникации есть место спорам. Но в качестве единственного метода мышления спор не подходит. В споре всегда не хватает конструктивности, выдумки, творчества. Выяснение, кто прав, кто виноват, возможно, дает некоторые улучшения, но не приводит к возникновению чего-то нового. Синтез двух точек зрения не открывает потока новых альтернатив.

В то же время сегодня в бизнесе, как и во всех сферах человеческой жизни, имеется огромные потребности в конструктивном творческом подходе, в решении вопросов, открытии новых возможностей, а не в выяснении отношений между уже имеющимися.

Именно потому что споры оказались бесполезным инструментом для выработки новых идей, было предложено так называемое параллельное мышление, в процессе которого каждый участник мыслит параллельно с остальными так, чтобы его мысли не конфликтовали с мыслями других. Прежде всего метод дает нам практическую возможность конструктивного мышления, позволяет разделять различные аспекты мышления и тем самым очень подробно рассматривать каждую грань обсуждаемого вопроса, создавать комфортную и деперсонализированную обстановку в процессе обсуждения, избегая, таким образом, личных обид. Кроме того, он содержит мощные инструменты выявления и пресечения манипуляций в процессе общения.

 

«СУП»: Кстати, почему в качестве наглядности были выбраны шляпы и что обозначает каждый цвет?

С.П.: Английское выражение «быть в чьей-то шляпе» аналогично русскому «придерживаться определенного образа мыслей». Поэтому именно шляпы были выбраны в качестве очень яркой, запоминающейся аналогии с шестью процессами мышления, проходящими одновременно в мозге человека. Шляпа — это ни в коем случае не стабильная характеристика индивидуума, это лишь указание на преобладающий в данный момент процесс мышления.

Белая Шляпа надета на фактах, цифрах, информации, уточняющих вопросах, указывает, что в данный момент необходима определенная дополнительная информация. Фраза «давайте обсудим этот вопрос в Белой Шляпе» означает: «отложим аргументы и предложения в сторону, обратимся к фактам».

Под Красной Шляпой скрываются эмоции, чувства и интуиция. Надев Красную Шляпу, человек может высказывать то, что чувствует, не приводя никаких доказательств. «Мне кажется, это предложение просто ужасно» — вот типичное высказывание Красной Шляпы. Как правило, в ходе обсуждения чувства и интуиция могут быть озвучены только посредством логики. Между тем, зачастую чувства подлинны, а логика фальшива. Красная Шляпа разрешает полностью проявить свои чувства по отношению к обсуждаемому в данный момент вопросу. 

Черная Шляпа дает оценку и высказывает опасения. Причем эти высказывания, в отличие от Красной Шляпы, должны быть логически обоснованны. Черная Шляпа — ценный инструмент оценки и критики, она используется нами очень часто. Черная Шляпа выявляет те моменты, когда предложение вступает в противоречие с фактами, опытом, стратегией. Мы, склонны большую часть времени находиться в Черной Шляпе — так уж устроен человек, что прежде всего он видит во всем явные и скрытые препятствия и опасности. Чрезмерное увлечение Черной Шляпой может быть чревато тем, что мы становимся излишне осторожны и видим непреодолимые препятствия там, где их на самом деле нет.

Желтая Шляпа  надета на позитивных прогнозах, положительных оценках, возможных выгодах того или иного проекта. Она применяется как для рассмотрения планируемого события, так и для подведения итогов.

Зеленая Шляпа дает простор для креативности, творчества, генерирования альтернатив, новых предложений, провокаций, вызовов, изменений.

Синяя Шляпа — это, по сути, шляпа руководителя процесса мышления, который направляет и фокусирует обсуждение, предлагает определенные последовательности шляп в обсуждении, следит за тем, чтобы все участники были в шляпе «нужного цвета».

 

«СУП»: Когда проводятся семинары-тренинги для компаний, в них нужно полагать, участвуют взрослые дяди и тети, прошедшие жернова традиционного образования, о котором у Эдварда де Боно мягко говоря, не лучшее, мнение. С какими сложностями приходится сталкиваться, ведь в идеале, нужно начинать работать с детьми?

С.П.: Есть программы, разработанные Эдвардом де Боно специально для обучения школьников и студентов. Есть программы, нацеленные на обучение взрослых  людей, работающих в бизнесе, — бизнес-тренинги. Конечно, эти программы объединяются общей идеей, но отличаются технологиями проведения. Все, в конечном итоге, зависит от поставленной задачи. Возможно, дети более органично воспринимают  новые идеи, но, как говорит сам автор, недостаточно быть невинным и неопытным для того, чтобы мыслить креативно.  Нормальная работа мозга по восприятию чего-либо как раз и основана на установке паттернов и следования им. Поэтому и в случае работы с детьми, и в обучении взрослых присутствует необходимость выхода за пределы привычного механизма восприятия, наезженной дорожки мысли. Взрослые люди, осознающие необходимость овладения тем или иным методом, навыком, приемом мышления, имеющие высокую мотивацию к овладению нестандартным подходом, обучаются достаточно эффективно. Более того, они сразу полученные знания и умения в своей повседневной работе, чем закрепляют и оттачивают их.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

«СУП»: Можно ли привести примеры, когда тренинги-семинары Эдварда де Боно были результативными для той или иной компании?

С.П.: В мире существует так называемый Творческий форум Эдварда де Боно, в который входят компании, обучившие свих сотрудников по программам «Латеральное мышление» и «Шесть Шляп мышления». «Латеральное мышление» входит в обязательную компетенцию менеджеров различных уровней ведущих западных компаний, для которых важно уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия бизнес-среды, принимать решения в условиях дефицита времени, предлагать и внедрять инновации. «Шесть Шляп мышления» становятся основой корпоративной культуры, стандартом делового общения,  проведения совещаний.

Среди международных компаний, входящих в Творческий форум, такие как IBM, Du Pont, Siemens, AT&T, Motorola, Shell, Nestle, Ericsson, Boeing и другие. По программам Эдварда де Боно обучаются крупные рекламные холдинги. В самой большой корпорации Европы, Siemens (370 тысяч работников), его методам обучаются служащие всех уровней. Когда компания Microsoft проводила свою первую конференцию по маркетингу, доктор де Боно был приглашен для выступления с пленарным докладом перед пятьюстами менеджерами высшего уровня. Де Боно выступал на самой первой конференции Пентагона, посвященной творчеству. На Социальной Встрече ООН в Копенгагене его пригласили обратиться к банковской и финансовой группе.

 

«СУП»: А есть ли возможность пройти обучение на русском языке?

С.П.: Если раньше у представителей отечественного бизнеса не было такой возможности, то уже в этом году она появилась. Международная компания-провайдер бизнес-программ Эдварда де Боно Advanced Practical Thinking Training (APTT) заключила договор с российской тренинговой компанией MTI, согласно которому, последняя получила эксклюзивные права на проведение бизнес-тренингов Эдварда де Боно в России. Тренинги проводят российские бизнес-тренеры, сотрудники компании MTI, прошедшие обучение и сертификацию у Питера де Боно[3]. Договор был подписан в апреле, с тех пор обучение по этим программам прошли более 150 человек: сотрудники банков, торговых компаний, рекламных агентств. Подробно с их отзывами можно познакомиться на сайте компании MTI (www.mti.ru).

 

«СУП»: Как они оценили тренинги, если не вдаваться в подробности?

С.П.: В общем можно сказать, что «Шляпы» оцениваются участниками как инструмент эффективной коммуникации, применимый для организации как своего собственного процесса мышления, так и для общения с коллегами, партнерами (как устного, так и письменного); как единый стандарт общения внутри компании и необходимый элемент корпоративной культуры в условиях интенсивной работы организации, когда потери времени существенным образом сказываются на достижении целей. «Латеральное мышление», по отзывам участников, обеспечивает прорыв управленческой мысли, иное качество работы сотрудников, содержит конкретные инструменты системного, пошагового подхода к такой непростой для освоения области, как творчество. В ходе тренинга участники создают «начала идей», которые могут реализовать сразу по возвращении на работу.

 

 

 


 

[1] Карлос Кастанеда — американский антрополог, автор книг-бестселлеров, среди которых «Учения дона Хуана».

[2] Пейот — маленький кактус, не имеющий колючек, чьим основным ингредиентом является галлюциноген мескалин. С древних времен пейот использовался представителями местного населения, которые жили на севере Мексики и на юго-западе США как часть традиционных религиозных ритуалов.

 

[3] Питер де Боно — старший брат Эдварда де Боно, который является фасилитатором программ младшего брата в разных странах мира.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (47), декабрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.