№ 3, март 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Шефы информационных технологий

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Новая страница 1

С каждым годом проблема автоматизации управления предприятием и построения корпоративной информационной системы становится все более насущной. И если раньше ИТ-отдел занимался в основном «вычислительными» функциями, то сейчас его следует рассматривать как активного участника бизнеса компании, а значит, на повестке дня  вопрос о позиционировании ИТ-отдела внутри компании. Логично, что при такой постановке вопроса первое, что приходит в голову, — это какой человек должен занять пост ИТ-директора (в западной терминологии CIO — Chief Information Officer)? Сразу возникает вполне реальный образ этакого технаря, ковыряющегося в компьютере и отбивающегося от функций управления отделом руками и ногами. А между тем требования к знаниям к современному ИТ-директору сегодня смещаются от знаний в области ИТ в области менеджмента. Увы, белорусский рынок пока хранит молчание по этому поводу, в отличие от восточных братьев славян. А там уже несколько проворных человек положили в карман дипломы Академии народного хозяйства по программе «Мастер информационного менеджмента» (CIO). Чтобы подробней узнать, чему учат ИТ-директоров в АНХ, мы решили задать несколько вопросов директору школы IT-менеджмента АНХ при Правительстве Российской Федерации Александру СОКОЛОВУ.

 

«СУП»: Не так давно мне довелось услышать следующее: в СНГ на CIO не учат, в лучшем случае ими становятся благодаря школе жизни, то есть практической работе. Ваша школа опровергает это утверждение?

Александр Соколов: Наша школа одна из немногих, которая предлагает программу по подготовке руководителей IT-департаментов. Это программа MBA, специализация CIO. Но я не стал бы рассматривать обучение в рамках нашей программы как некую альтернативу практическому опыту. Наивно полагать, что можно просто выучиться на CIO. К нам идут учиться те, кто уже имеет немалый стаж работы, многие уже являются CIO, но хотят повысить свой профессионализм.

 

«СУП»: Чем вызвана необходимость появления CIO с довольно-таки широким кругом полномочий? Далеко не все руководители организаций, с которыми мне приходилось общаться, согласны с тем, что ИТ-отдел и его руководителя стоит рассматривать как активного участника бизнеса компании.

А.С.: Это вызвано бурным развитием информационных технологий и проникновением их во все сферы бизнеса. Многие успешные компании осознают, что применение современных информационных коммуникационных технологий может дать им большие конкурентные преимущества, а человек, отвечающий за внедрение новых технологий, должен хорошо понимать бизнес.

 

«СУП»: Что вы лично вкладываете в понятие CIO? Не секрет, что каноническое понимание этой должности в СНГ еще не сложилось, и каждая компания предъявляет требования к кандидатам на эту должность, исходя из своего собственного понимания.

А.С.: Да, это так. К сожалению, на практике не редкость, когда на собеседовании с кандидатом на должность CIO задается вопрос, знает ли он 1C Бухгалтерию. Действительно, роль и компетенции CIO еще четко не определены, как руководителями компаний, так и самими руководителями IT-подразделений. Это связано с общим уровнем менеджмента в странах СНГ, который пока отстает от западного.

Что касается меня, то под CIO я в первую очередь понимаю менеджера, в главные компетенции которого входит общение с другими руководителями компании, управление персоналом своего подразделения и знание информационных технологий.

 

«СУП»: В чем, на ваш взгляд, новизна CIO в сравнении с директорами по автоматизации?

А.С.: Очень хорошо на этот вопрос ответила Кэти Холи, директор рекрутингового агентства: «Разница между ИТ-директором и CIO, заключается еще и в том, что первый действует в интересах своей службы, а второй — в стратегических интересах всей компании».

 

«СУП»: CIO должен быть прежде всего…

А.С.: …стратегом. Он должен принимать участие в определении политики компании. В декабре 2003 года в нашей школе проходил мастер-класс Алешина «Кто такой успешный CIO в России и на Западе?». Очень интересное выступление, вызвавшее огромный интерес. На нашем сайте www.itmane.ru есть презентация этого события.

 

 

«СУП»: Какую программу обучения нужно пройти у вас, чтобы стать CIO?

А.С.: Наша школа первая открыла программу с такой специализацией. Это была программа профпереподготовки CIO продолжительностью один год. Уже две группы слушателей прошли обучение и получили дипломы государственного образца, подтверждающие квалификацию. С 2004 года мы начали набор на программу MBA, специализация CIO. Это уже двухгодичная программа обучения, которая полностью соответствует требованиям положения Министерства образования Российской Федерации по программам MBA, утвержденному в 2003 году. С этого же года мы открыли сессионную форму обучения по этой программе, когда занятия проходят сессиями по 2 недели 3 раза в год. Понятно, что этой формой обучения мы хотим охватить все регионы России и, возможно, СНГ.

 

«СУП»: На что вы опирались, заявляя подобную программу?

А.С.: Идея создания школы IT-менеджмента принадлежит академику РАН Аганбегяну Абелу Гезевичу. Главной целью создания школы является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для информационных технологий. В своей книге «Социально-экономическое развитие России» академик Аганбегян пишет, что «по мнению руководящих менеджеров и предпринимателей России, главным препятствием для развития у нас бизнеса в настоящее время является недостаток квалифицированных кадров».

 

«СУП»: Каков среднестатистический портрет учащегося вашей школы?

А.С.: Если говорить о программе CIO, то это руководители IT- подразделений, имеющие хорошее техническое образование, средний возраст около 35 лет, в подавляющем большинстве мужчины (женщин менее 10 %). До открытия сессионной формы все наши слушатели представляли московские компании или московские представительства компаний. В январе текущего года мы набрали группу, где есть представители компаний дальних регионов России и даже представители  украинских компаний.

 

«СУП»: Появились первые выпускники программы, следовательно, есть отзывы. Что нравится дипломированным CIO в учебной программе и организации процесса обучения и чему следует уделить больше внимания?

А.С.: Это очень важный момент — постоянно контактировать со слушателями школы и проводить опросы. Что называется, держать руку на пульсе. Никакая программа не может быть догмой, необходимо отслеживать тенденции и делать необходимые коррективы. В целом выпускники оценивают нашу программу очень хорошо. Мы стараемся держать марку. О том, что наша программа меняется, говорит запуск программ MBA, специализация CIO. Я могу сказать, что это не дань моде на MBA, а желание наших слушателей более углубленно изучать общеменеджерские дисциплины. Кроме этого, мы усилили блок специальных дисциплин за счет расширения курсов по ERP-системам и привлечения к их прочтению ведущих специалистов-практиков.

 

«СУП»: Мне довелось прочитать размышления бывшего студента вашей школы по поводу учебы, и он отметил, что преподаватели делают ставку на общение слушателей между собой. Подобная практика распространена и в Гарварде. Из этого, собственно, и вырос кейс — метод обучения. Насколько я понимаю, у вас этому методу дан зеленый свет?

А.С.: Да, такой метод все больше используется не только в нашей школе IT-менеджмента, но и в других бизнес школах АНХ. Я проверил его на себе, так как обучался в Гренобльской бизнес-школе, и теперь являюсь его приверженцем. Разбор жизненных бизнес-ситуаций позволяет студенту нарабатывать инструментарий для решения практических задач. Можно провести аналогию с техническим образованием, когда студенты изучают не только теорию, но и решают задачи на семинарах, проводят лабораторные работы. Может быть, мне близок этот метод еще и по тому, что я являюсь выпускником Московского физико-технического института, где формированию практических навыков уделялось огромное значение.

 

«СУП»: Я слышал, что ваша школа начала работу над новыми программами обучения со специализациями для топ-менеджеров, администраторов бизнес-процессов, специалистов в области информационной безопасности. Расскажите, пожалуйста, об этих программах.

А.С.: На данный момент в школе действуют две программы: программа MBA, специализация CIO, которая как раз и является программой для топ-менеджеров, и программа профпереподготовки «ИТ–менеджер» для менеджеров среднего звена со специализациями «менеджер проектов» и «бизнес-аналитик». Наверное преждевременно говорить о программах, которые еще разрабатываются. Школа постоянно находится в поиске и новых программ, и новых курсов. Вы упомянули, подготовку специалистов в области информационной безопасности. Хочется добавить: и руководителей отделов информационной безопасности. Мы работаем в этом направлении.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (38), март 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.