№ 8, август 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Эмоционально значимые плюшки

Рубрика «Секреты управления персоналом»


Новая страница 1

«Секреты управления персоналом»: В последнее время тема, посвященная эмоциональному интеллекту, все чаще попадает на страницы деловых изданий. Какова, на ваш взгляд, причина такого внимания?

Игорь Ниесов: Дело в том, что все попытки объяснить успех в бизнесе высоким уровнем формально-логического интеллекта (IQ), который всегда считался показателем «большого ума», оказались несостоятельными. Наши собственные исследования, да и западные тоже, показали отсутствие корреляции[1] между показателем IQ и успешностью руководителя, кроме, пожалуй, самых крайних его значений. Причем как слишком низкий, так и слишком высокий IQ приблизительно одинаково «мешают» управленцам.

Попытки смоделировать лидеров бизнеса и политики привели исследователей к выводу о наличии у них несколько иных качеств, чем IQ, которые позволяют им добиваться успеха. Эти качества и были названы эмоциональным интеллектом, поскольку, в отличие от умения решать логические задачки, напрямую связаны с умением решать задачи эмоционального свойства — как в отношении себя, так и в отношении других людей.

 

«СУП»: Приходилось слышать мнение, что услуга по оценке EQ востребована, прежде всего, западными компаниями, работающими в России. Отечественный бизнес пока еще не видит выгоды в умении управлять эмоциональным потенциалом.

И.Н.: В российском бизнесе и менеджменте всегда хватало эмоций. И в условиях отсутствия нормального бизнес-образования, лидерами и хорошими руководителями становились именно люди с развитым эмоциональным интеллектом. Те же исследования российских руководителей, о которых я упоминал, показывают, что большинство (до 80 %) российских управленцев имеют такие акцентуации черт характера, как паранойяльность, истероидность, феминность и маниакальность. Так что эмоций всегда хватало. Думается, что сегодня, набрав необходимых знаний по менеджменту и достаточного опыта, отечественный бизнес также обратится в сторону эмоционального потенциала.

 

«СУП»: Ваше определение эмоционального интеллекта.

И.Н.: Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать себя и управлять собой, понимать других и управлять другими для достижения своих целей.

 

«СУП»: Если IQ помогает человеку устроиться на работу, то EQ — быстрее продвигаться по службе. Вы согласны с подобным утверждением?

И.Н.: Пожалуй, нет. Высокий EQ — это умение правильно выстраивать взаимоотношения, а данное умение зачастую играет решающую роль в самопрезентации, на основании которой, как правило, и делается вывод — принять человека на работу или нет. Согласитесь, что критерий «нравится — не нравится» чаще всего оказывается доминирующим в системе оценки кандидата. Особенно в постсоветских странах.

 

«СУП»: Какие существуют инструменты для оценки эмоционального интеллекта?

И.Н.: Инструментов достаточно много, но среди них, к сожалению, нет ни одного универсального. К примеру, к инструментам измерения EQ можно отнести некоторые шкалы известных психологических тестов типа опросника Кэттела[2] или MMPI[3]. Среди других вариантов: ассесмент с его ролевыми играми, психобиографические методики, метапрограммные опросники, социометрия. Сегодня в специальной прессе можно встретить много тестов по оценке EQ, однако все они скорее относятся к тестам самооценки, нежели к реальному инструментарию для диагностики других людей. Единственным универсальным инструментом на сегодняшний день все-таки остается интуиция опытного эксперта, вооруженного к тому же перечисленными выше средствами. Причиной того является далеко не факторный характер эмоционального интеллекта, а значит, и невозможность его измерения традиционными, «факторными» методиками.

 

«СУП»: Дениэл Гоулмен, автор книги «Эмоциональный интеллект», крайне осторожно относится к измерению эмоций. Каково ваше отношение к инструментам измерения?

И.Н.: У меня очень хорошее отношение к инструментам измерения, пока они используются именно как инструменты для получения данных, необходимых для поддержки принятия решения и составления заключений. К сожалению, очень часто данные, получаемые с помощью этих инструментов, путают с окончательными выводами и выдают их за окончательный «диагноз». Этого делать нельзя — это грубая ошибка и абсолютно несистемный подход. Если таким же образом подходить к интерпретации шкал MMPI, то можно было бы сразу отбраковать 80 % успешных руководителей.

 

 

«СУП»: Что представляет собой комплекс личностных особенностей успешного руководителя, составляющих эмоциональный интеллект?

И.Н.: Вопрос на целую диссертацию, но постараюсь быть кратким. На микроуровне ключевыми навыками успешных руководителей являются: внимательность, рефлексия, умение различать, или проницательность, решительность и, наконец, внутренняя согласованность, или «осознавание». Все это формирует у лидера умение замечать, быть сенсорно острым, умение понимать, быть открытым и восприимчивым, умение реагировать — щедро, гибко, глубоко и смело, наконец, умение быть с собой в гармонии, во внутреннем балансе. Подобные навыки и умения позволяют руководителю успешно ориентироваться во всем проблемном пространстве менеджмента, быть компетентным в управлении собой, другими, системой и целями. Впрочем, компетентность в управлении системой и целями относятся не к эмоциональному интеллекту, а к системному и стратегическому мышлению, которые хоть и не входят в классический EQ, являются между тем элементами, без которых этот самый EQ таковым и не является.

 

«СУП»: Эмоции и эмоциональные отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы. Для того чтобы эти ресурсы работали, необходимо управлять ими. Расскажите, пожалуйста, о техниках управлениями эмоциями.

И.Н.: В рамках интервью это сделать невозможно. Могу лишь обозначить направления. Первое — это все, что написано в учебниках и монографиях по психологии эмоций. Попытка объяснить, что такое эмоции, является и первой попыткой ими управлять. Второе направление — это психофизиология, включающая всевозможные техники саморегуляции, аутотренинга или медитации, а также мантры и молитвы, являющиеся, по сути, направленной медитацией. Все эти техники основаны на взаимосвязи эмоций и физиологии и так или иначе включают в себя выработку определенных психофизиологических «якорей», по другому — условных рефлексов, с помощью которых эмоции и управляются. Этот «якорный» подход можно выделить в отдельное, третье направление. Четвертое направление базируется на техниках моделирования НЛП[4]. Это так называемый «структурный анализ» эмоций, позволяющий построить метапрограммный и субмодальный профиль различных эмоций и определить «критические» субмодальности и метапрограммы для их изменения в виде вербальных паттернов — «якорей». Наконец, пятым направлением можно назвать «идеологический» подход, подразумевающий коренное изменение мировосприятия в результате принятия той или иной идеологии или веры. Уход в монастырь или принятие в качестве базовых ценностей аксиом НЛП — тоже способ управления эмоциями, только «сверху», с уровня духовности.

 

«СУП»: Почему, на ваш взгляд, многие люди ограничивают себя всего лишь некоторым диапазоном эмоций?

И.Н.: Во-первых, это следствие нашего опыта и тех ограничений, с которыми мы сталкиваемся с детства. Во-вторых, широта эмоционального диапазона, эмоциональная гибкость — это такие же способности, как гибкость мышц и их подвижность. Эмоции нужно тренировать так же, как память, ум или брюшной пресс, если вы хотите иметь их в соответствующей кондиции.

 

«СУП»: Вы являетесь специалистом в НЛП. Каким образом НЛП можно использовать для развития эмоционального интеллекта?

И.Н.: На мой взгляд, НЛП — наиболее продвинутый инструмент для развития эмоционального интеллекта, начиная с сенсорной остроты и заканчивая системными моделями. Техники НЛП базируются на базовых навыках EQ, а система обучения НЛП наиболее эффективна для их развития, хотя и не лишена некоторых недостатков. По сути, само НЛП, концептуально базирующееся на фрейдовской модели психики, является языком описания коммуникаций, умелое управление которыми и определяет уровень развития эмоционального интеллекта.

 

«СУП»: И, пожалуй, самый главный вопрос: на вашем семинаре действительно плюшки предлагают?

И.Н.: Спасибо за хороший вопрос. Наши плюшки больше чем плюшки, хотя они и не плюшки совсем, а сушки. Плюшки они потому, что плюшки эмоционально значимее сушек, а положительные эмоции на наших семинарах — это такой же обязательный элемент, как и высокий эмоциональный интеллект у хорошего руководителя.

 

Игорь НИЕСОВ. Кандидат психологических наук, доктор философии. Руководитель корпоративных и массовых социально-психологических исследований, проектов по созданию автоматизированных систем психологической диагностики. Основатель и руководитель компании «Психология и бизнес on line». Преподаватель специальных учебных заведений Министерства обороны и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Российской академии госслужбы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Тренер-консультант ряда ведущих российских и зарубежных коммерческих структур («Аврора», «Альфа-банк», Knauf, «Лукойл», «Татнефть», ЭФКО и др.).

Компания «Психология и бизнес on-line» существует с 1992 г. и специализируется в сфере прикладных психотехнологий. Объединяет ведущих российских специалистов в области практической психологии, психодиагностики, психолингвистики, социологии, кадрового и организационного консультирования, информатики и кибернетики. Главные задачи компании — повышение эффективности деятельности организаций, рост компетентности руководителей, увеличение отдачи персонала за счет внедрения новейших разработок в области прикладной психологии.


 

[1] Корреляция [лат. correlatio  «соотношение»] — соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений или понятий.

[2] Раймонд Кэттел — автор известного 16-факторного личностного опросника, в народе именуемого «тест Кэттела», который позволяет выявить базисные характерологические особенности личности.

 

[3] MMPI — Миннесотский Многомерный Личностный Опросник. Разработан американскими психологами Маккинли и Хатэуем. Применялся при  профессиональном отборе летчиков во время Второй мировой войны. Сейчас является одним из основных тестов, эффективно работающим в мирных целях.

[4] НЛП (Нейро Лингвистическое Программирование) — способ проникновения в подсознание человека и организация на этой основе успешного с ним взаимодействия. Как система НЛП было создано компьютерным аналитиком Джоном Гриндером и структурным лингвиством Ричардом Бэндлером.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (43), август 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.