№ 9, сентябрь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Возможности поиска работы и персонала через Интернет

Рубрика «Секреты управления персоналом»


Материал подготовил Михаил Кузьмин

Новая страница 1

Возможности поиска работы и персонала через Интернет

По своей сути поиск работы и поиск сотрудников через Интернет мало отличается от традиционных подходов. Вы также просматриваете предложения, даете объявления, рассылаете резюме. Основной «плюс» — оперативность. Буквально за час-другой вы можете известить все заинтересованные стороны  рынка труда о себе как о соискателе или о работодателе, и  уже через несколько часов получить первые отклики в виде телефонных звонков или сообщений электронной почте. При использовании только бумажных СМИ процесс длится несколько недель.

Стоит отметить, что поиск при помощи Интернет не отменяет, а только дополняет традиционные способы поиска на рынке труда, поэтому их вполне можно сочетать. Пока еще далеко не все СМИ публикуют объявления, принятые через Интернет, в бумажных версиях изданий, не все имеют приличные сайты с on line-версиями газет, не все кадровые агентства, работодатели и соискатели готовы общаться на сайте или по электронной почте.  Но, тем не менее, возможности и положительный опыт говорят сами за себя.

 

Часть 1. Поиск работы

Что необходимо для поиска

Во-первых, вам необходим адрес электронной почты для начальных контактов с потенциальными работодателями. Многие сайты, посвященные поиску работы, обязательно требуют указывать адрес электронной почты при размещении резюме или объявления. Если вы еще не имеете собственного почтового ящика в Интернете, обязательно его заведите. Для этого потребуется провести несколько минут на одном из бесплатных серверов (www.tut.by, www.mail.ru, www.yandex.ru).

Если у вас есть рабочий e-mail,  стоит задуматься над его использованием в качестве вашей контактной информации. Основные «минусы» в этом случае — потеря конфиденциальности и спам (на ваш рабочий адрес может начать приходить различная рекламная и другая нежелательная корреспонденция).

Во-вторых, вам нужно грамотно составить резюме или объявление. В Интернете есть примеры, как составить резюме (например, по адресу http://www.job.ru/resume/shablon_resume.html). Старайтесь подойти к написанию творчески, с высокой самооценкой, но честно. Что касается объявления — то лучше составить несколько альтернативных вариантов и выбрать лучший (некоторые сайты имеют ограничения на размеры резюме и объявлений, поэтому составьте сокращенный и развернутый варианты и того, и другого).

 

Где искать

Существует несколько способов заявить в Интернете о себе как о потенциальном соискателе. Кроме размещения информации о себе, естественно, стоит обратить внимание такде на объявления с предложениями работы.  Существует множество специализированных сайтов (порталов) для всех заинтересованных сторон рынка труда. Наиболее известные из них:

 

 

Любой поисковик, например, www.all.by или www.akavita.by, по вашему запросу выдаст намного больший список сайтов.

Сайты (например, job.kosht.com) позволяют только разместить свое резюме или объявление, на порталах сначала потребуется зарегистрироваться, после чего можно будет разместить несколько своих объявлений, подписаться на рассылку информации о новых вакансиях и многое другое.

Конечно, наибольший интерес предоставляют именно белорусские сайты или порталы, по крайней мере, для ищущих работу или приработок в Беларуси, но все же не стоит совсем пренебрегать и российскими ресурсами, многие работодатели или их представители заглядывают и туда, поэтому стоит разместить свое объявления и там.

Большинство кадровых агентств имеют свои сайты, где можно ознакомиться с текущими вакансиями, прочитать различные статьи, посвященные поиску работы, а также разместить свое резюме. Ваши данные будут занесены в базу данных и при наличии подходящей вакансии с вами обязательно свяжутся (могут связаться и по прошествии нескольких лет). По адресам http://www.job.ru/goroda/ag_minsk.html или http://job.kosht.com/Agencies/KA.shtml, есть список более двух десятков кадровых агентств и соответствующая контактная информация. Если у кадрового агентства нет сайта, то обычно есть адрес электронной почты, куда вы можете послать свое резюме.

Очень эффективный ресурс — сайты периодических on line и  off line изданий. Во-первых, можно ознакомиться с объявлениями о текущих вакансиях и деловых предложениях, во-вторых, можно разместить свое объявление, которое либо попадет на доску объявлений (Интернет-версия), либо еще и в бумажную версию газеты. Можно использовать сайты газет бесплатных объявлений, например, «Из рук в руки» либо газет, посвященных рынку труда, (например, «Работа для Вас»), либо отраслевых изданий информационных технологий (например, «Компьютерные вести»). Можно использовать следующие Интернет-адреса:

 

 

У многих компаний сейчас есть собственные сайты, на которых предлагаются вакансии. Вы знаете, где и кем хотели бы работать, а соответствующие компании ищут именно вас.

Иногда компания просто формирует банк данных потенциально интересующих специалистов. Если в объявлении указано: «…приглашаем менеджеров, экономистов, бухгалтеров, сварщиков …. присылайте свои резюме на адрес ….» совсем не значит, что вакансия реально существует, может быть, именно ваше резюме дойдет до работодателя.

Информацию о сайтах, интересующих вас компаний можно получить используя Интернет-каталоги или поисковые сайты, например, www.all.by, www.akavita.by или www.b2b.by.

На специализированных сайтах, посвященных рынку труда, можно подписаться на рассылку по электронной почте информации о новых вакансиях и таким образом постоянно быть в курсе событий о спросе на специалистов. При необходимости подписку можно отменить.

Другим вариантом является подписка на специализированных сайтах рассылок, в рунете (и байнете) — www.subscribe.ru, где в каталоге можно найти интересующую рассылку и оформить подписку.

 

Кто ищет сотрудников

Кто же находится с другой стороны и читает ваши объявления и резюме и затем контактирует с вами?

Сотрудников через Интернет обычно ищут те же люди, что и в реальной жизни:

  • конечные работодатели – частные лица или предприятия.
  • посредники – как правило, частное лицо, представляющее конечного работодателя;
  • кадровые агентства (например, «…кадровое агентство … приглашает на конкурсной основе … »).

 

Первые контакты

Стоит ли отвечать на данное объявление? Вполне вероятно, что начав искать работу через Интернет, вы найдете сотни объявлений и такой вопрос обязательно встанет перед вами. Попробуйте узнать о серьезности потенциального работодателя из текста объявления и контактной информации.

Если указан веб-адрес сайта работодателя, и, кроме того, доменное имя (часть адреса после @ в адресе электронной почты) принадлежит ему же, то это, вероятно, и есть конечный работодатель. Можно сходить на сайт и просмотреть информацию об организации (особенно актуально для ИТ-специалистов, т.к. по внешнему виду и устройству сайта можно многое понять о состоянии ИТ в организации).

Если веб-адрес явно не указан, но доменное имя в почтовом адресе не имеет отношения к бесплатным почтовым порталам (tut.by, mail.ru, yandex.ru  и т.п.), то можно предположить, что владелец объявления просто забыл его указать и попробовать указать его самим, используя вторую часть адреса электронной почты.

Используя список кадровых агентств Беларуси (например, http://job.kosht.com/Agencies/KA.shtml), а также актуальную версию компьютерного телефонного справочника можно легко понять, что перед вами кадровое агентство.

В этом случае, возможно, не стоит снова отправлять свое резюме, если это уже было сделано ранее. Достаточно обойтись коротким письмом: «…резюме уже выслал (а) интересуюсь следующей вакансией…». 

Труднее сделать вывод о потенциальном работодателе и о подавшем объявление, если не указан ни телефон, ни веб-адрес, а в качестве адреса электронной почты используется один из бесплатных серверов. В целях защиты от спама, например, и в силу других причин использование бесплатных адресов в объявлениях даже предпочтительнее, поэтому не удивляйтесь, если ответ на ваше резюме получите совсем с другого адреса.

 

Что пишут

В итоге вы начнете общаться с потенциальными работодателями по телефону либо посредством электронной почты. И если с телефонными разговорами почти не возникает проблем, т.к. можно лично пообщаться, задать вопросы и т.д., то по e-mail приходят разные в содержательном отношении письма от почти официальных (компания, должность, контактные телефоны, приглашение на собеседование) до довольно странных (непривычных).

Большая часть серьезных предложений поступила от людей, которые достаточно подробно представились, предлагали поговорить по телефону или приглашали на собеседование.

 

Оставьте подробности …

Публикуя данные о себе в Интернете, высылая резюме по объявлению, вы подвергаетесь определенному риску. Поэтому не стоит излишне много и подробно писать о себе, лучше оставить подробности до встречи, ведь нормальный работодатель не меньше  заинтересован в хорошем сотруднике, чем вы в хорошей работе.

Результат

К  счастью, результат не зависит от способа поиска работодателя. Все зависит только от вас. Поэтому повезло вам или нет, Интернет здесь не при чем, это только средство, инструмент. 

Забытое объявление (финал первой части)

Вы погрузитесь в новую работу и, может быть, забудете про свои резюме и объявления в Интернете, про газеты, в которые вы их посылали, и которые продолжают выходить. И, вполне вероятно, вы получите еще массу интересных предложений уже после очередного трудоустройства.

 

Часть 2. Поиск сотрудников, или взгляд с другой стороны

Последовательность действий, в принципе, такая же. Вы идете на те же самые сайты и размещаете объявление о вакансиях, даете объявления в бумажной газете и т.п.

Если у вашей компании есть свой веб-сайт, вы можете опубликовать объявление об открывшейся вакансии там.

Если вакансии открываются периодически, можно через сайт собирать резюме.

 

Что требуется

К сожалению, слово «резюме» каждый понимает по-своему. Есть общие рекомендации, но придерживаются их не все. Поэтому в каждом случае резюме может состоять из различного числа пунктов и охватывать разные стороны личности, жизни, образования и предыдущей трудовой деятельности кандидата на должность.

Поэтому полезно заранее составить анкету со всеми основными, интересующими вас вопросами и разместить ее на своем сайте или в другом доступном месте в Интернете, указав соответствующий адрес и необходимость предоставления анкеты в объявлении (если есть сложности с составлением анкеты, образцы можно посмотреть на сайтах кадровых агентств). 

 

Что отвечают на объявления

Около половины ответов не соответствуют указанным в  объявлении требованиям к кандидатам: возрастным, профессиональным и т.д. Кроме того, даже если вы явно укажете, что обязательно требуется заполненная анкета, пришлют ее тоже далеко не все.  Иногда попав на сайт с объявлениями о работе и найдя интересующие вакансии, человек начинает просто рассылать свои резюме в расчете везение. Приходят и письма-вопросы, состоящие из одного предложения, например, «а сколько будете платить?» или «не понятно, а что все-таки делать?».

Среди потока ответов обычно выделяются письма от действительно заинтересованных людей. Такие при необходимости готовы уточнить информацию в своем резюме или прибыть для собеседования. Требования предоставления резюме и заполнения анкеты действительно приносит свои результаты. На основании резюме можно выбрать несколько подходящих с профессиональной точки зрения потенциальных сотрудников, а при помощи анкеты скорректировать этот список. Далее общение с кандидатами переносится в off line.

 

Результат

Можно повторить уже сказанное: хороший и быстрый результат при минимуме затрат и формальностей. Конечно, не всегда и не для любой специальности. Поэтому еще перед поиском лучше задать себе вопрос о процентом отношении представителей данной специальности среди пользователей Интернета.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (44), сентябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.