№ 10, октябрь 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Составление перечня сведений, являющихся коммерческой тайной организации

Рубрика «Делопроизводство»

А.Н. СУКАЧ

Новая страница 1

Переход Республики Беларусь в начале 1990-х к рыночным отношениям, появление большого количества коммерческих структур, расширение научно-технического и торгово-экономического сотрудничества способство­вали тому, что со временем большую актуаль­ность приобрели вопросы информационной безопасности субъектов хозяйственной дея­тельности. В условиях конкуренции, являю­щейся неотъемлемой частью рыночной эконо­мики, информация как объект интеллектуаль­ной собственности приобретает очень важное свойство: она становится своеобразным това­ром, подчиняющимся законам товарно-денеж­ных отношений, который можно использовать для производства других товаров и услуг или превратить в наличность, продав кому-нибудь. Стремление к завладению чужими информационными ресурсами, секретами с целью использования в конкурентной борьбе стало одним из характернейших проявлений недобросовестной конкуренции. В результате этого, как отмечают специалисты, существо­вание и даже выживание фирмы в условиях жесткой конкурентной борьбы нередко стало зависеть от ее способности сохранять свою интеллектуальную собственность, в том числе ценную конфиденциальную информацию.

В нашей стране проблеме информацион­ной безопасности руководители организаций не всегда придают должное значение. В орга­низациях принимаются меры по охране мате­риальных ценностей (организация складского хранения, охрана территории и помещений и т.д.), но при этом к документам организации, ее информации доступ остается практически свободным, тогда как ее утечка может при­вести к большим экономическим убыткам и моральным издержкам. Так, утечка 20 % конфиденциальной информации в шестиде­сяти случаях из ста приводит к банкротству коммерческой фирмы. Среди возможных последствий утечки, повреждения или раз­глашения ценной конфиденциальной инфор­мации также можно назвать ущерб деловой репутации организации, нанесение вреда сотрудникам в результате разглашения их персональных данных, материальный ущерб от дезорганизации деятельности или же ущерб в форме неполученных доходов.

Таким образом, экономическая и инфор­мационная безопасность организации очень тесно связаны.

В результате происходящих в экономи­ческой жизни общества перемен наряду с такими видами охраняемой информации, как государственная тайна, служебная тайна, бан­ковская тайна, налоговая тайна, тайна нотари­альных действий, тайна аудита и т.д., появился новый вид сведений ограниченного доступа и распространения — коммерческая тайна. Вме­сте с ним в отечественном законодательстве начали появляться соответствующие нормы, целью которых стало создание правового поля для охраны таких сведений. Под понятием «коммерческая тайна» в данной статье будут пониматься конфиденциальные сведения, имеющие важное экономическое значение для хозяйствующих субъектов экономики, защита которых не попадает по действие ни патентного, ни авторского права, ни законодательства о государственных секретах, однако разглашение (утечка, утрата) которых может нанести ущерб их собственнику (владельцу).

Построение системы защиты коммерче­ской тайны, как, впрочем, и любой системы информационной безопасности, представля­ет собой целый комплекс мероприятий.

Одним из первых шагов является опреде­ление объекта защиты, т.е. той информации, которую, собственно говоря, и следует защи­щать. В свою очередь, определение и после­дующее составление перечня защищаемой в организации информации связано с необхо­димостью анализа норм законодательства, регулирующих вопросы ограничения доступа к информации и информационным ресурсам.

 

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (57), октябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.