№ 12, декабрь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Заявление о предоставлении отпуска

Рубрика «Делопроизводство»

А.Е. Рыбаков начальник отдела организационно-правовой, кадровой работы и международных связей Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь, кандидат исторических наук

Новая страница 1

Среди документов, создаваемых при оформлении работникам отпусков различных видов, значительное место занимают заявления. Трудовой кодекс Республики Беларусь, иные нормативные правовые акты в большинстве случаев не предусматривают обязательность оформления заявлений о предоставлении отпусков. Согласно ст. 168 ТК очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом либо нанимателем по согласованию с работником в случае отсутствия профсоюза. Утвержденный в установленном порядке график трудовых отпусков является достаточным основанием для издания распорядительного документа о предоставлении отпуска (приказа, записки об отпуске). Заявление работника в этом случае не требуется, хотя и может быть написано в зависимости от установленной в организации процедуры оформления отпусков. Например, до утверждения графика заявление работника о предоставлении отпуска с последующей резолюцией руководителя на нем может рассматриваться как одна из форм согласования очередности предоставления отпусков между нанимателем и работником (при отсутствии профсоюза).

Вместе с тем в ряде случаев заявление работника является необходимым. Например, при продлении или переносе трудового отпуска, когда в соответствии со ст. 171 ТК работник обязан уведомить нанимателя о причинах, препятствующих использованию трудового отпуска в запланированный срок, и времени продления отпуска (обычно такое уведомление оформляется заявлением). Аналогичным образом ст. 185 ТК установлено, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется по письменному заявлению матери ребенка. Без написания заявлений трудно обойтись при оформлении различных категорий социальных отпусков, продолжительность и сроки которых в графике трудовых отпусков, естественно, не отражаются.

Рассмотрим требования, предъявляемые нормативными правовыми актами и методическими документами к оформлению заявлений.

Официальное определение такого вида документа, как заявление, содержится в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан»: заявления — обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан. В справочном издании «Делопроизводство и документоведение: Краткий словарь современной терминологии» (Мн.: БелНИИДАД, 2001) кроме приведенного выше дается еще два определения заявления: «1) документ, содержащий просьбу о чем-либо; 2) официальное сообщение по особо важному вопросу». Заявление о предоставлении отпуска, таким образом, связано с реализацией прав работника на отпуск и содержит соответствующую просьбу.

 Нормативными правовыми актами Республики Беларусь не закреплена форма заявления о предоставлении отпуска. Вместе с тем заявление о предоставлении отпуска является официальным документом. Как вид документа оно входит в систему организационно-распорядительной документации. Поэтому при составлении и оформлении заявлений, в том числе о предоставлении отпуска, необходимо руководствоваться требованиями Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-95 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», Методическими указаниями по практическому применению СТБ 6.38-95, утвержденными приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 3 апреля 1996 г. № 14, а также Примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, утвержденной приказом Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 23 мая 1995 г. № 13 (далее— Примерная инструкция по делопроизводству). Указанными документами установлен состав реквизитов, применяемых при подготовке соответствующих документов, а также определены требования к их оформлению и месторасположению на документе.

При подготовке заявления оформляются следующие реквизиты:

наименование структурного подразделения, в котором работает автор заявления;

название вида документа;

адресат;

дата;

индекс1;

текст;

подпись;

визы;

резолюция.

Наименование структурного подразделения в заявлении оформляется в левом верхнем углу. Ниже прописными буквами указывается название вида документа (ЗАЯВЛЕНИЕ), дата (проставляется работником собственноручно при подписании заявления) и регистрационный индекс.

 Особенностью заявления является отсутствие в нем заголовка, отражающего краткое содержание документа.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (47), декабрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.