№ 8, август 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Узнать и применить

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Материал подготовила Евгения Крымская.

«Секреты управления персоналом»: Светлана, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась конференция.

Светлана Артимович: На самом деле задумка провести конференцию в рамках ИПМ, посвященную обучению, появилась давно. Просто не было исполнителя, который мог бы это организовать, и четкого определения темы. Хотелось провести международную конференцию, пригласить специалистов не только из Беларуси, Украины и России. У нас были гости из Польши, Америки, планировалось выступление HR-директора международной корпорации из Англии, но, к сожалению…

«СУПер»: Планировалось — это уже хорошо!

С.А.: Да, переговоры шли. Мы хотели сделать конференцию представительной, посмотреть, а как там система обучения построена. Нас интересовало не просто бизнес-обучение как таковое, а корпоративное обучение. Судя по последним тенденциям, именно корпоративное обучение (не отдельные семинары для отдельных специалистов, а комплексные подходы) превалирует сейчас в наших заказах и интересе к обучению в целом. Поэтому на конференции ставились задачи показать, каким образом выстроить на предприятии такую систему, что в нее входит и как она реализуется.

«СУПер»: Все шло к тому, что именно вы должны были взяться за организацию конференции или вы вдруг почувствовали, что у вас есть силы?

С.А.: Так как я являюсь руководителем корпоративных программ, то, естественно…

«СУПер»: То есть шансов отказаться у вас не было?

С.А.: Не было. (Смеется.)

«СУПер»: Все получилось? Оправдались ли ваши ожидания?

С.А.: Вообще, мы рассчитывали на несколько большую аудиторию. Можно говорить о разных причинах, почему не получилось так, как хотелось, то есть привлечь и представителей крупных государственных предприятий. Мы специально сформировали для них отдельный блок и пригласили из Магнитогорского металлургического комбината специалиста, который занимается методологией программ обучения. Трудно сказать, почему у государственных предприятий к частной бизнес-школе такое отстраненное отношение, может, команды сверху не было?

«СУПер»: Проведенная конференция задумывалась как имиджевое мероприятие или бизнес-продукт, который можно успешно продавать?

С.А.: Конференция как продукт, на котором зарабатывают деньги, вообще не планировалась, это не то мероприятие. У нас не было мастер-классов, раскрученных звезд. Я бы сказала, это, скорее, продвиженческий проект. Мы не ставили задачу показать, какие мы, пиарить Бизнес школу ИПМ. Для нас было важно показать, насколько обучение значимо для предприятий, для их конкурентоспособности на рынке, мы старались сделать акцент на тех достижениях в области обучения, которые имеются у нас и в ближайшем зарубежье. Может быть, Польша для нас не так показательна, потому что реформы там давно прошли и она находится на другом витке развития, но пример России и Украины для нас очень показателен. Кроме того, есть и в Беларуси компании, которые грамотно строят систему обучения для своих специалистов: как продукт полного цикла, начиная с выяснения, каких компетенций  компании не хватает, и заканчивая разработкой образовательных проектов для достижения стратегических целей. И конференция у нас называлась «Реализация стратегии — роль обучения персонала» — каким образом достичь синергии организации, задействовать всех ключевых сотрудников, руководителей, менеджеров, чтобы разработанная стратегия реализовывалась последовательно и нужными темпами.

«СУПер»: Другими словами, самопрезентация Бизнес школы ИПМ не являлась целью вашей конференции?

С.А.: Нет. Когда проходила конференция по бизнес-образованию, там для нас пиариться было делом чести, и, в принципе, такая конференция в большей степени отвечала такой цели, как пиар-акция. В нашем случае необходимо было показать важность и нужность самого процесса обучения и развития сотрудников.

«СУПер»: Какова перспектива ваших начинаний?

С.А.: По отзывам, которые мы получили, конференцию нужно проводить ежегодно. Но в дальнейшем нам надо иначе обозначить круг лиц, для которых предназначается данная конференция. Директоров по персоналу, которые участвуют в разработке стратегии и формируют бюджет, у нас не так много, и на предприятиях часто исполнительный директор или директор по финансам принимает решение, чему учить сотрудников, как и за какие деньги. Поэтому следующие конференции будут рассчитаны на более широкую аудиторию, не только на директоров и HR-директоров, но и на всех заинтересованных лиц.

«СУПер»: Это правда, что такие мероприятия, как конференция, нужно готовить год?

С.А.: В идеале да. Конференция — ресурсозатратное мероприятие, требующее много согласований. Переговоры, обсуждения тем занимают достаточно много времени.

«СУПер»: Чем пришлось заниматься вам — организатору и идейному вдохновителю конференции или, как сейчас принято говорить, менеджеру проекта?

С.А.: Моя основная роль — задать направление темы конференции, пригласить специалистов, которые эту тему раскроют, посмотреть на рынке постсоветских стран, что делается, кто является специалистом, готовым поделиться своими знаниями. Естественно, я ездила в Киев, Москву, посмотрела наработки в вопросах организации системы обучения. Лично для меня это был первый опыт организации международной конференции. Не могу сказать, что мне это не понравилось, было достаточно интересно. Вести переписку, оговаривать условия — это увлекательно. Кроме того, резко расширился круг заинтересованных лиц, которые по каким-то причинам не смогли сейчас принять участие в конференции, но с удовольствием приедут в другой раз.

«СУПер»: Кто вошел в состав вашей команды?

С.А.: У нас есть отдел маркетинга, который занимается вопросами продвижения. Заместитель директора по маркетингу Варвара Кузьменкова «раскручивала» этот проект. И два координатора, которые занимались приглашением на конференцию аудитории. То есть я занималась выступающими, а они аудиторией. Плюс дизайнер, разработавший материалы и презентации. Также в состав нашей команды входят, разумеется, спонсоры, в том числе информационные.

«СУПер»: Вы хотите сказать, что четыре человека организовали конференцию?

С.А.: В основном да, такими силами. Чем сильна Бизнес школа ИПМ, так это своими организационными способностями. Координаторы настолько отточили свое мастерство на проведении семинаров, презентаций, что сбоев практически не было. Я имею в виду такие моменты, как встреча, организация, расселение, подготовка материалов, канцелярские принадлежности, — здесь проблем не было.

«СУПер»: С какими проблемами все-таки пришлось столкнуться?

С.А.: В общем-то, мы были готовы к заменам выступающих, что происходило, разумеется, не сегодня на сегодня, а за неделю до конференции. Если по каким-либо причинам кто-то отказывался выступать, у нас уже была выстроена очередь из желающих и готовы несколько вариантов замены. И если кого-то мы на конференцию не пригласили в качестве выступающего, это было связано с тем, что не были вовремя поданы заявки. Темы были определены за полгода, следовательно, кто хотел, тот выступил. Так что когда конференция началась, все пошло отлично.

«СУПер»: Как была построена программа конференции?

С.А.: Есть, что называется, ударные темы, которые однозначно интересны всем. А есть темы незаметные, но если они не прозвучат, то системы не получится. Нам важно было донести мысль — если грамотно построить систему обучения в организации, поставить правильные цели, подобрать программу и преподавателей, то вы ничем не замените такой командообразующий элемент, как корпоративное обучение.

«СУПер»: Конференция проходила два дня. Чем они отличались?

С.А.: В первый день работа сосредоточилась на так называемых круглых столах или секциях «Обучение топ-менеджеров» и «Оценка эффективности инвестиций в развитие персонала». Лично мне понравилась вторая секция. Если в компании не выстроен управленческий учет, то посчитать, сколько стоит управленческое решение, какова отдача от инвестиций в обучение, практически невозможно. Я понимаю, что многие шли на секцию в надежде, что вот сейчас формулу счастья и дадут. Формула-то есть, но цифр у вас в организации нет, чтобы в эту формулу подставить.

Второй день можно охарактеризовать как более динамичный, участники освоились и постоянно возникали дискуссии.

«СУПер»: Что можно назвать «фишкой» в программе вашей конференции?

С.А.: Одной из «фишек» было выступление Дмитрия Дичковского. Во-первых, выступал генеральный директор не последнего в Беларуси предприятия. Во-вторых, прототипом его выступления было обучение, которое мы проводили на СП ЗАО «Милавица». Есть на предприятии проблемы, которые не решить, если не задействовать всех руководителей структурных подразделений, среднее звено управления. Вопрос — как подтянуть и задействовать их силы? Именно обучающим проектом эта проблема и была решена. И мы пригласили господина Дичковского, чтобы он рассказал нам о результатах, что было, что получилось.

Кроме того, мы хотели показать и другие примеры. Очень интересным было выступление Натальи Володиной из «Московской ореховой компании». Небольшая организация, но очень клиентоориентированная, рыночная. Почему они такие динамичные и прорывные? Потому что в их компании учатся все, буквально все. Я уже не говорю о такой «махине», как Магнитогорский металлургический комбинат. Это частная компания, и напрасно кто-то думает, что собственники тратят деньги на себя любимых. Сколько средств они вкладывают в обучение персонала, в создание компьютерных специализированных программ! Чего стоит такой пример, как обучение обслуживающего персонала (ремонтников и других), которое проводится на компьютерных тренажерах!

«СУПер»: Вы сказали, что не включали в рамки конференции мастер-классы. Почему?

С.А.: Сама тема позволяла провести мастер-классы, но мы их не планировали изначально. Во-первых, мастер-классы предполагают приглашенного гуру, который нас всех обучит. Во-вторых, мы не проводили конференцию для тренеров и консультантов, хотя на ней присутствовали представители других обучающих и консалтинговых компаний, им наша тема тоже была интересна. Нам важно было показать опыт директоров и менеджеров по персоналу, которые что-то сами сделали. Мы хотели донести мысль, что не надо приглашать крутую консалтинговую или тренинговую компанию для постановки системы обучения, можно своими силами это сделать. Тренеров и преподавателей со стороны нужно приглашать для реализации вашей программы, а не той, что есть у них в наработках.

«СУПер»: Светлана, несколько слов о том, какая инфраструктура была задействована.

С.А.: Наш главный партнер — это Центр IBB, на территории которого проходила конференция, к тому же все наши иностранные гости жили там. Это очень удобно. Я всегда удивляюсь тому, что в Минске строится много бизнес-центров, но в большинстве из них не предусмотрено конференц-залов и мест, где можно провести мероприятие на уровне международной конференции. В этом плане сравнить Центр IBB не с чем. Они в этом деле профессионалы. И организация кофе-пауз, обедов была проведена очень хорошо. Что касается информационных спонсоров, мне кажется, информации было много. Может, меня кто-то поправит, но были задействованы и радио, и интернет, и печатные издания.

«СУПер»: По вашему мнению, на конференциях нужно только работать?

С.А.: Мне кажется, что, например, на научных конференциях, наверное, стоит включать в программу какую-то «развлекаловку», чтобы участники имели возможность отдохнуть. У нас конференция была сама по себе достаточно динамичной, с живыми, актуальными темами. В принципе, если не проводить мастер-классы (которые тоже входят в группу «развлекаловки»), то в формате практической конференции, может, и не нужны какие-то развлекающие отступления. Мне трудно говорить наверняка, я была на различных конференциях, но вот вспомнить что-то похожее не могу. Разве что наши гости из Магнитогорска попросили организовать им экскурсию по Минску, чтобы город посмотреть.

«СУПер»: Сейчас популярен такой ход, как проведение конференций в рамках выставок. Как вы думаете, это удачное соединение?

С.А.: Думаю, это очень хороший подход и хорошее соединение: на конференции узнать что-то новое, а на выставке себя пропиарить. Идея мне нравится. Я и сама принимала участие в семинарах на выставках ― это очень эффективно.

«СУПер»: По вашему мнению, носит ли формат конференции какой-либо обучающий характер?

С.А.: Конечно. Я не могу сказать, что на конференции использовались какие-то прорывные технологии или ноу-хау, о которых кто-то не знал. Обмен мнениями и опытом, конечно же, происходил, вопросов задавали много, ответы из зала иногда звучали. В этом плане задача была выполнена.

«СУПер»: В чем прелесть формата конференции?

С.А.: Понимаете, на семинарах рассматриваются глубоко узкие темы, ограниченный круг вопросов. А конференция охватывает больший спектр тем и разных точек зрения. На конференции докладчики демонстрируют методы, методики, подходы и инструменты, которыми они пользуются. Я, например, рассказывала на конференции об инструментах, которые использую при диагностике потребности в обучении. Сергей Шеин, директор корпоративного института международного автомобильного Холдинга «Атлант-М», говорил о своем подходе к организации корпоративного университета как хранителя компетенций и знаний в организации. Тема выступления Катажины Рамирез, директора по персоналу международной страховой компании из Польши, ― ключевые компетенции, их определение и разработка. Ведь этот метод, используемый в России и Украине, нам приходится изобретать как велосипед, потому что нет у наших компаний профиля компетенций даже по ключевым специалистам. В этом плане конференция объединена одной темой, но дает много разных подходов к корпоративному обучению. Я надеюсь, и судя по отзывам, наша конференция получилась в том числе и обучающая: присутствующие могли не только узнать, что есть, но и получили возможность это применить.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (67), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.