№ 12, декабрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Вопрос-ответ

Рубрика «Консультации для всех»

На вопросы отвечает А.Н. Гараева,
главный экономист отдела развития систем оплаты труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

С 10.03.2007 по 10.04.2007 работнику коммерческой организации был предоставлен отпуск в количестве 32 календарных дней. За время отпуска ему был выплачен средний заработок. В связи с производственной необходимостью 03.04.2007 этого работника отозвали из трудового отпуска с предоставлением части отпуска в количестве 8 календарных дней по согласованию с 14.04.2007 по 21.04.2007. Какие выплаты нужно произвести работнику в данном случае?

В случае отзыва работника из отпуска и переноса оставшейся его части на другой срок сумма выплаченного среднего заработка, приходящаяся на перенесенные дни отпуска, засчитывается в счет заработной платы за выполненную работу или отработанное время (п. 8 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47, в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2006 г. № 37).

При этом если размер начисленной заработной платы работнику за эти дни будет выше, чем выплаченный ему средний заработок, то производится перерасчет и работнику возмещается разница в оплате.

Для оплаты дней неиспользованной части отпуска средний заработок исчисляется в установленном порядке.

Правомерно ли начислять и выплачивать все виды премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) организаций, которым в установленном законодательством порядке в 2007 г. предоставлена отсрочка (рассрочка) платежей в бюджет, образовавшихся по различным основаниям: по уплате налогов, сборов (пошлин) в бюджет, по возврату бюджетных займов (ссуд), по уплате экономических санкций, если срок возврата платежей не наступил (или наступил, но график внесения платежей соблюдается) и организация не имеет задолженности по уплате текущих платежей в бюджет (что подтверждается данными государственной статистической отчетности по форме 6-ф)?

Запрет установлен на начисление и выплату всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1 января 1996 г., до полного погашения этими юридическими лицами задолженности перед бюджетом (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 13 августа 1996 г. № 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени» с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Указ № 292).

Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 2003 г. № 36 «О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей» (далее - Указ № 36) предусматривается реструктуризация задолженности, в том числе и образовавшейся на 1 января 1996 г. и подпадающей под действие Указа № 292.

При этом подп. 2.6 Указа № 36 предусматривается наложение штрафа на должностных лиц за нарушения, непосредственно связанные со своевременностью внесения платежей, подлежащих уплате в период действия отсрочки (рассрочки).

Указ № 36 предоставил юридическим лицам, имеющим задолженность по налогам и иным обязательным платежам в республиканский, местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также по экономическим санкциям и пеням, возможность улучшения своего финансового состояния путем реструктуризации указанной задолженности.

Вместе с тем до полного расчета юридических лиц по указанной задолженности и вне зависимости от состояния задолженности (реструктуризирована задолженность либо нет) сохраняют свое действие нормативные предписания п. 2 Указа № 292, запрещающие премирование должностных лиц организаций, имеющих задолженность по платежам в бюджет.

Таким образом, применение п. 2 Указа № 292 и норм Указа № 36 обеспечивает регулирование различных моментов правоотношений и не создает юридической коллизии.

Учитывая изложенное, полагаем, что руководитель, его заместители, главные специалисты и их заместители в организации, имеющей задолженность по платежам в бюджет, вне зависимости от наступления срока возврата, соблюдения графика внесения платежей и наличия задолженности по уплате текущих платежей в бюджет (что подтверждается данными государственной статистической отчетности по форме 6-ф), не могут премироваться до полного погашения указанной задолженности. Что касается премирования остальных работников, то вопросы начисления и выплаты им премий определяются действующим в данной организации положением, утверждаемым нанимателем.

В то же время Инструкцией о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Инструкция о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей) предусмотрен ряд мер, которые могут быть использованы для повышения заработной платы руководителей названных организаций (повышение расчетных должностных окладов до 95 %, установление надбавок: за сложность и напряженность работы - до 50 % от должностного оклада; за продолжительность непрерывной работы (стаж работы) - до 20 % должностного оклада; за высокие достижения в труде вновь назначенным руководителям организаций, имеющих предоставленную в соответствии с законодательством отсрочку либо рассрочку по налогам и иным платежам в бюджет, -  до 20 % расчетного должностного оклада с учетом его повышения согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями и др.).

Организации, задолженность которых по налогам и иным обязательным платежам в бюджет, включая государственные целевые бюджетные фонды, и (или) по обязательным платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по состоянию на 1 января 2003 г. реструктуризирована в соответствии с Указом № 36, могут повышать тарифную ставку первого разряда при условии соблюдения графиков погашения задолженности по налогам, экономическим санкциям и пеням, а также норм, определенных Инструкцией о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей (абз. 2 п. 9 Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министер­ства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24 февраля 2005 г. № 18/23/34, с последующими изменениями и дополнениями).

Таким образом, применение норм Инструкций позволяет нанимателям повышать заработную плату руководителям, их заместителям и главным специалистам организаций, задолженность которых по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и Фонд социальной защиты населения реструктуризирована в соответствии с Указом № 36 путем установления им выплат и повышений стимулирующего характера, а также повышения тарифной ставки первого разряда, исходя из которой рассчитываются их должностные оклады.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (83), декабрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.