№ 5, май 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Новое в оплате труда должностных лиц госорганизаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе

Рубрика «Оплата труда»

Ю.В. Федоров, начальник отдела развития систем оплаты труда главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

26 марта 2007 г. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь приняло постановление № 47 «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г.№ 122 и от 17 февраля 2005 г. № 13» (далее — постановление). В статье дается комментарий к данному постановлению.

Указанным постановлением внесены изменения и дополнения в Инструкцию о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122 (далее — Инструкция).

В постановлении конкретизируется понятие списочной численности, применяемой для тарификации руководителей: по организации в целом, включая обособленные подразделения, а также подчиненные организации и дочерние предприятия.

Таким образом, тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты руководителей устанавливаются в зависимости от списочной численности работающих по организации в целом, включая обособленные подразделения, а также подчиненные организации и дочерние предприятия, по шкале согласно приложению к Инструкции.

Часть 5 п. 4 Инструкции дополнена нормой, согласно которой: орган, заключивший контракт, получает право повышать тарифные должностные оклады руководителям организаций, перевыполняющих нарастающим итогом с начала отчетного года показатели прогноза по экспорту товаров (услуг), до 10 % включительно.

Часть 5 п. 5 Инструкции изложена в новой редакции. В ней уточнен конкретный период, на который руководителям устанавливается должностной оклад, образованный с учетом его повышений в зависимости от выполнения показателей, предусмотренных контрактом, по итогам работы организации за отчетный квартал. В данном случае повышенный должностной оклад должен устанавливаться на квартал, следующий за отчетным кварталом.

Учитывая, что указанные повышения исчисляются отдельно по каждому основанию, то при невыполнении всех показателей и условий повышения руководителю восстанавливается его расчетный должностной оклад, повышенный только в соответствии с нормой подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».

Изложена в новой редакции норма, устанавливающая, что руководителям организаций, проводящим мероприятия по реконструкции и освоению новых производств, по решению собственника имущества при предоставлении им трудового отпуска может выплачиваться материальная помощь в размере до 1,7 должностного оклада с соблюдением условий, предусмотренных Инструкцией.

Абзац 3 ч. 1 п. 6 Инструкции изложен в новой редакции. Согласно данному абзацу исчисление стажа работы руководителей для установления им надбавки за продолжительность непрерывной работы (стаж работы) не ограничивается наличием стажа работы в отрасли или организации. Орган, заключивший контракт, будет самостоятельно определять стаж работы руководителя, который должен учитываться при установлении ему указанной надбавки. Например, помимо стажа работы в организации и в отрасли может быть учтен также стаж его работы у иных нанимателей и (или) служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Кроме того, орган, заключивший контракт, будет самостоятельно устанавливать руководителям дифференциацию размеров данной надбавки в зависимости от их стажа работы. При этом максимальный размер надбавки остается преж­ним — 20 %.

Пункт 10 Инструкции дополнен следующим обязательным основанием для снижения либо лишения премий руководителям — необеспечение нарастающим итогом с начала отчетного года оплаты в полном объеме текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива.

Таким образом, обязательными основаниями для снижения (лишения) премий руководителям являются: 

  • реализация продукции (работ, услуг), не соответствующей требованиям стандартов;
  • неосуществление мер по соблюдению производственной, трудовой и исполнительской дисциплины и обеспечению безопасного труда в возглавляемых ими организациях;
  • необеспечение нарастающим итогом с начала отчетного года оплаты в полном объеме текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива.

Размер премии может быть снижен и по другим основаниям, предусмотренным условиями контракта.

Изложена в новой редакции ч. 3 п. 10 Инструкции. Данная норма предусматривает, что все виды выплат стимулирую­щего характера, предусмотренные абз. 2 ч. 1, ч. 2 и ч. 3 п. 6, п. 7, 8 и подп. 9.1 и 9.2 п. 9 Инструкции, выплачиваются руководителям не только в зависимости от результатов финансово­хозяйственной деятельности, но также от обеспечения ими своевременной оплаты текущего потребления энергоносителей.

К видам выплат стимулирующего характера относятся:

надбавка за сложность и напряженность работы;

надбавка за увеличение объемов управленческого труда;

надбавка за высокие достижения в труде;

премии по результатам финансово­хозяйственной деятельности организации за квартал, выплачиваемые по следующим показателям:

— рост выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

— снижение затрат на рубль товарной продукции;

— и (или) другие показатели эффективности работы организации, установленные органом, заключившим контракт;

дополнительные премии из прибыли за:

— перевыполнение планового задания по прибыли (рентабельности), полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг), увеличение численности работников, принятых на дополнительно введенные рабочие места, выполнение отраслевых мероприятий по снижению материалоемкости и общих затрат на производство продукции и другие установленные показатели;

— перевыполнение доведенных целевых показателей организациями, имеющими высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли;

специальные виды премий (за внедрение новых видов техники и технологии, увеличение выпуска экспортной продукции, освоение новых видов продукции, экономию топливно­энергетических и материальных ресурсов, ввод в действие новых мощностей и объектов и др.);

вознаграждение по итогам работы за год.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (76), май 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.