№ 9, сентябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Типичные нарушения законодательства в части оплаты труда работников

Рубрика «К вам пришла проверка»

Л.В. Логвина, начальник отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, государственный инспектор труда

Государственными инспекторами труда Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда в ходе каждой проверки особое внимание уделяется контролю за соблюдением законодательства о труде в части порядка оплаты труда, а именно гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством, в силу особой социальной значимости указанных вопросов.  

В силу требований ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь одной из обязанностей нанимателя по организации труда работников является обязанность выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором.

Выявленные в ходе проверок, проведенных в первом полугодии 2007 г. Минским городским управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, нарушения сроков выплаты заработной платы составляют более 5 % от общего количества нарушений по вопросам оплаты труда.

Согласно ст. 73 ТК выплата заработной платы должна производиться регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц. Норму об обязанности нанимателей выплачивать заработную плату регулярно в дни, установленные трудовым договором (контрактом), коллективным договором, но не реже одного раза в месяц, содержит п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Декрет № 29). 

При совпадении сроков выплаты заработной платы с выходными днями или государственными праздниками, праздничными или выходными днями она должна производиться накануне их. Данное положение зачастую игнорируется нанимателями в связи с их ошибочным мнением о небольших сроках задержки выплаты заработной платы при таких обстоятельствах. Однако норма закона не делает никаких исключений.

НАПРИМЕР

Установленный срок выплаты заработной платы — 10 число месяца, следующего за отчетным, приходится на воскресенье. Наниматель обязан выплатить заработную плату накануне выходных дней, т.е. в пятницу. И если по каким­либо причинам заработная плата будет выплачена работникам в понедельник, это будет являться нарушением, несмотря на задержку выплаты всего лишь на один день.

Как правило, основными причинами нарушений в части срока выплаты заработной платы являются неудовлетворительное финансовое состояние организаций, наличие дебиторской и кредиторской задолженностей, невыполнение заказчиками договорных обязательств и другие причины производственного и экономического характера.

Заработная плата, пенсии, стипендии и пособия в случае задержки их выплаты индексируются в соответст­вии с индексом потребительских цен, публикуемым Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» (далее — Указ).

Ответственность за правильное и своевременное осуществление выплат по индексации несет наниматель.

Как правило, наниматели, допустившие факты длительной задержки выплаты заработной платы, не производят индексацию заработной платы в связи с ее задержкой. Государственные инспекторы труда вынуждены предписывать проводить индексацию несвоевременно выплаченных сумм.

Одними из самых многочисленных нарушений законодательства о труде наряду с другими вопросами по оплате труда является нарушение срока выплаты окончательного расчета при увольнении работников. Также выявлены факты несвоевременной выплаты среднего заработка за время трудовых отпусков работников.

Причины данных нарушений, как правило, те же, что и в случаях несвоевременной выплаты заработной платы.

Закон требует производить все выплаты, причитающиеся работнику от нанимателя, в день увольнения (ст. 77 ТК). В случае, если работник в день увольнения не работал, соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете. В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику, наниматель обязан в день увольнения выплатить не оспариваемые им суммы.

При выплате окончательного расчета наниматели нарушают требования ст. 179 ТК. А именно при увольнении работнику, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, денежная компенсация не выплачивается в день увольнения. Как показывает практика проведенных проверок, данное нарушение наниматели допускают зачастую в целях экономии денежных средств.

Ответственность за задержку расчета при увольнении предусмотрена ст. 78 ТК. В случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении сумм работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день просрочки.

При уходе в трудовой отпуск работнику должен быть выплачен средний заработок до начала отпуска (не менее чем за два дня — ст. 176 ТК и не менее чем за один день — п. 4 Декрета № 29). Несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска может повлечь то, что трудовой отпуск по желанию работника будет перенесен в порядке, предусмотренном ст. 171 ТК.

Средний заработок за время трудового отпуска работников должен начисляться в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47, в редакции постановления Министерства труда  и социальной защиты от 27 марта 2006 г. № 37.

Отметим, что суммы заработной платы, входящие в окончательный расчет, подлежат индексации в установленном порядке в случае задержки их выплаты. В таком же порядке индексируется средний заработок за время трудового отпуска, выплаченный с задержкой на месяц и более.  

Согласно ст. 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Формы и системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Вопросы оплаты труда работников бюджетных организаций регулируются постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» с последующими изменениями и дополнениями. 

В силу требований п. 2 ст. 54 ТК при приеме на работу наниматель обязан ознакомить работника под роспись с условиями и оплатой труда, действующими в организации, что предполагает наличие у нанимателя соответствующего положения об оплате труда, в том числе о дополнительных выплатах стимулирующего характера. Однако, как правило, такие положения нанимателями негосударственной формы собственности не разрабатываются.

При проверках, проводимых инспекторами, устанавливаются факты, когда трудовые договоры (контракты), заключенные с работниками, не содержат в качестве обязательного условия конкретный размер тарифной ставки (оклада), установленный работнику на день подписания договора. Также не всегда трудовые договоры содержат все сведения об условиях оплаты труда работников, в том числе о доплатах, надбавках, поощрительных выплатах, а также не указываются сроки и периодичность выплаты заработной платы. В лучшем случае имеется отсылка на коллективный договор, штатное расписание и другие локальные нормативные акты, с которыми работники могут быть не ознакомлены под роспись при приеме на работу. Отсутствие указанных сведений в трудовых договорах (контрактах) работников является нарушением требований законодательства, регулирующего порядок заключения и содержания трудовых договоров (контрактов).

В нарушение требований подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29 контракты, заключенные с работниками организаций, в качестве обязательного условия не всегда содержат такую меру стимулирования труда, как повышение тарифной ставки (оклада) не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством. Минимальный размер такой меры стимулирования законодательством не определен, но обязательность данного условия однозначна. Как правило, данная мера повышения тарифной ставки (оклада) устанавливается дифференцированно в зависимости от степени выполнения работником предусмотренных в контракте показателей работы.

В случае изменения действующих условий оплаты труда наниматель обязан известить об этом работников не позднее чем за один месяц (ст. 65 ТК). При этом такое извещение должно быть сделано в письменной форме с указанием обоснованных причин, т.к. изменения условий оплаты труда относятся к существенным условиям труда работника (ст. 32 ТК). При проведении проверок государственными инспекторами труда постоянно изучаются вопросы соблюдения минимальных гарантий по оплате труда работников, в которые согласно Закону Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. «О государственных минимальных социальных стандартах» с последующими изменением и дополнением входят минимальная заработная плата (месячная и часовая) и республиканские тарифы оплаты труда.

Декретом Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2002 г. № 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы» установлено, что минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников. Минимальная заработная плата (месячная и часовая) устанавливается Советом Министров Республики Беларусь в абсолютной сумме и является обязательной для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников. 

Также Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» предусмотрено, что минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется как государственный минимальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.

Таким образом, начисленная за месяц заработная плата работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему норму труда (нормы выработки, обслуживания и т.д.), установленную нанимателем, не может быть ниже установленного размера минимальной заработной платы. 

Кроме того, не следует забывать, что в соответствии с вышеуказанными нормативными актами размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

В настоящее время месячная минимальная заработная плата составляет 179 050 руб., часовая минимальная заработная плата — 1060 руб. (установлена с 01.01.2007 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 2007 г. № 182).

Итак, минимальная заработная плата является обязательным социальным стандартом, который государство устанавливает в области оплаты труда.

Тем не менее допускаются факты начисления заработной платы работникам ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством. Нанимателям, нарушившим данную норму, государственные инспекторы труда предписывают производить доплату до размера минимальной заработной платы. 

Согласно ст. 56 ТК система государственных гарантий, кроме минимальной заработной платы, включает в числе прочих и размер тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС)[1]. Именно тарифная ставка первого разряда является основой для определения республиканских тарифов оплаты труда (ст. 60 ТК), которые обязаны использовать все наниматели: организации, финансируемые из бюджета и пользующиеся государственными дотациями, — напрямую, а иные наниматели — для дифференциации оплаты труда работников в каче­стве минимальных гарантий размеров оплаты труда.



[1] Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 1484 «Об установлении размеров тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» с 01.11.2006 тарифная ставка первого разряда установлена в размере 65 000 руб.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (80), сентябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.