№ 8, август 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Некоторые вопросы правового регулирования удержаний из заработной платы

Рубрика «Оплата труда»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

Вопросам удержаний из заработной платы работника в Трудовом кодексе Республики Беларусь посвящены нормы трех статей — 107, 108 и 109[1].

В соответствии с ч. 1 ст. 107 ТК удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, осуществление нанимателем каких­-либо вычетов по собственному усмотрению является незаконным.

Не могут являться правовым основанием для производства удержаний нормы коллективных договоров (соглашений) либо условия трудового договора (контракта) с работником, поскольку последние не относятся к актам законодательства.

Поэтому следует признать незаконной практику отдельных коммерческих структур, включающих в трудовые договоры работников условие о праве нанимателя производить необходимые удержания без конкретизации случаев либо отсылки к действующему законодательству.

Правовое регулирование анализируемых отношений касается не только случаев, когда удержание допустимо, но и определения перечня возможных оснований, органов, обладающих правом производства удержаний, размера удержаний, а также выплат, удержание из которых недопустимо.

В зависимости от целевой направленности (характера) удержания из заработной платы могут быть разделены на следующие группы:

1) удержания в целях выполнения работником своих налоговых и иных обязательств перед государством;

2) удержания в целях выполнения работником своих обязательств перед другими гражданами и организациями;

3) удержания в целях погашения задолженности работника нанимателю.

К первой группе удержаний относятся, в частности, удержания подоходного налога, обязательных страховых взносов, сумм, установленных для лиц, осужденных к исправительным работам.

Вторую группу удержаний составляют удержания по алиментным обязательствам, удержания по кредитам банков.

К третьей группе относятся удержания для погашения задолженно­сти нанимателю, в частности, — для погашения аванса, выданного в счет заработной платы, погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебные командировки и др., возмещения вреда, причиненного по вине работника нанимателю, удержания излишне выплаченных сумм и т.д.

Рассмотрим более подробно типичные случаи удержаний из заработной платы.

Удержание подоходного налога

Размер подоходного налога, а также порядок его взимания определены Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон).

Подоходный налог относится к государственным налогам, обязанность уплаты которых предусмотрена ст. 56 Конституции Республики Беларусь.

Налоговые агенты[2] в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 19 Закона.

При изменении плательщиком в течение налогового периода места основной работы исчисление налога по новому месту основной работы производится с учетом суммы дохода и с зачетом суммы налога, полученной (удержанной) с плательщика в данном налоговом периоде по прежнему месту основной работы. В таком случае доходы, полученные плательщиком по прежнему месту основной работы, и удержанные из них суммы налога подтверждаются соответствующей справкой.

Согласно требованиям ч. 1 п. 5 ст. 20 Закона налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате.

Удержание у плательщика исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам (ч. 2 п. 5 ст. 20 Закона). Указанная обязанность по удержанию налога не распространяется на случаи выплаты доходов в виде оплаты труда за первую половину месяца.

Уплата налога за счет средств налоговых агентов, если иное не установлено ч. 2 п. 8 ст. 20 и ч. 2 п. 5­1 ст. 25 Закона, не допускается. При заключении трудового договора (контракта) запрещается включение в него условий, в соответствии с которыми выплачивающие заработную плату (или иные доходы) наниматели принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за работника.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона неудержанные или не полностью удержанные суммы налога с доходов плательщиков, полученных в текущем налоговом периоде, удерживаются налоговым агентом до полного погашения образовавшейся у плательщика задолженности по налогу.

При невозможности удержания налоговым агентом налога по причине прекращения выплат доходов плательщику (в том числе вследствие прекращения трудового договора, расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине) налоговый агент обязан в тридцатидневный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по налогу.


[1] В данной статье предлагается комментарий нормативных положений, приведенных в ст. 107 ТК, а также соответствующих норм, содержащихся в актах специального законодательства, имеющих прямое отношение к рассматриваемым вопросам.

[2] Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищест­во, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое в силу Налогового кодекса Республики Беларусь и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин) (ст. 23 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (91), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.