№ 9, сентябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О рассмотрении судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма

Рубрика «Комментарий»

К.И. Кеник, судья Верховного Суда Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь

Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Декрет № 29) предоставил право нанимателям независимо от формы собственности и организационно­правовых форм организации заключать контракты с любыми категориями работников. Декрет № 29 определил, что контракты — это трудовые договоры, заключаемые в письменной форме на определенный в них срок и содержащие особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.

Согласно ч. 2 ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. контракт является разновидностью срочного трудового договора, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Контрактная форма найма действует в республике около 9 лет. Однако при применении законодательства о контрактах по-прежнему возникают вопросы, которые требуют разъяснения, поскольку на практике законодательство о контрактах не всегда правильно применяется и понимается.

Состоявшийся 26 июня 2008 г. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь рассмотрел вопрос о применении законодательства о контрактах и принял постановление № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» (далее — постановление № 4).

Следует отметить, что в соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь являются нормативными правовыми актами, поэтому они являются общеобязательными для применения не только судами, но и всеми другими правоприменителями — государственными органами, организациями, учреждениями, нанимателями, гражданами.

Принятию данного постановления Пленума предшествовала большая работа по изучению практики применения законодательства о контрактах нанимателями, Департаментом государственной инспекции труда, органами прокуратуры, другими государственными органами и организациями.

Остановимся на наиболее важных положениях, содержащихся в постановлении.

Учитывая, что в одних случаях заключение контрактов является правом сторон трудовых отношений, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, заключение контрактов является обязательным, Пленум разъяснил, что при разрешении споров, связанных с контрактной формой найма работников, судам следует руководствоваться нормами:

  • Конституции Республики Беларусь;
  • Трудового кодекса Республики Беларусь;
  • Декрета № 29;
  • Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Указ № 180);
  • Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999 г. № 1476, с последующими изменениями и дополнениями;
  • другими нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.

Порядок заключения, продления, прекращения контракта с отдельными категориями работников может регулироваться специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус.

К специальным законодательным актам, которые регулируют контрактную форму найма, кроме вышеперечисленных, в частности, относятся:

  • Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями;
  • Положение о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228;
  • Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 671, с последующими изменениями и дополнениями;
  • Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186, с последующими изменениями и дополнениями;
  • Положение о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 1999 г. № 130, с последующими изменениями и дополнениями;
  • Положение о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 660;
  • Положение о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 604, с последующими изменениями и дополнениями и др.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (92), сентябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.