№ 10, октябрь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О некоторых законодательных подходах к профилактике пьянства на рабочих местах

Рубрика «Статистика и практика»

В.П. Максимчук, заведующий сектором наркологии Республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Н.В. Пекарская, специалист по кадровой работе Белорусского государственного экономического университета

Пьянство на рабочих местах продолжает оставаться основной причиной производственного травматизма, брака, увольнений работников.

В Республике Беларусь уже сформирована определенная система учета и анализа информации о случаях пьянства на рабочих местах. Так, во исполнение п. 8 протокола поручений Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2004 г. № 42 и в соответствии с п. 1 поручения Совета Министров Республики Беларусь от 3 января 2005 г. № 30/700-793 министерства и ведомства республики на протяжении 2005-2008 гг. ежеквартально представляли в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь сведения о количестве руководителей, должностных лиц и иных работников, с которыми были расторгнуты контракты по основаниям, предусмотренным Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее - Директива) (в частности, за нарушения правил охраны труда и техники безопасности, повлекшие увечье или смерть другого работника, за распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических средств в рабочее время или по месту работы).

В системе министерств и ведомств проводится большая организаторская и профилактическая работа по искоренению пьянства среди работников отраслей. Вопросы выполнения требований Директивы выносятся на заседания коллегий, служебные заседания в организациях, на собрания трудовых коллективов. Система работы по искоренению пьянства и алкоголизма включает в себя следующие мероприятия:

  • рассмотрение на заседаниях комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом каждого случая нахождения работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;
  • заслушивание на заседаниях аттестационных комиссий, служебных совещаниях руководителей по вопросам укрепления трудовой и исполнительной дисциплины недопущения факта пьянства на рабочих местах;
  • проведение профилактической работы с работниками, склонными к употреблению спиртных напитков, а также установление жесткого контроля за выполнением правил внутреннего трудового распорядка и функциональных обязанностей этих работников;
  • оформление и постоянное обновление наглядной агитации по вопросу борьбы с пьянством;
  • организацию культурно­массовых и спортивных мероприятий;
  • предупредительно-профилактическую работу с участием психологов и врачей-наркологов;
  • популяризацию здорового образа жизни;
  • встречу с работниками ГАИ (для владельцев личного автотранспорта).

Нормами действующего законодательства о труде вопрос пресечения допуска работника к работе в состоянии алкогольного опьянения урегулирован в п. 1 ст. 49 Трудового кодекса Республики Беларусь. Факт отстранения работника от работы (недопущения к работе) нанимателем документируется и в последующем является основанием для расторжения трудового договора (контракта) по п. 7 ст. 42 ТК.

Информация по вышеуказанным выявленным нарушениям и принятым мерам ежеквартально представляется в службу охраны труда городских и районных исполкомов для последующего информирования комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкомов (Мингорисполкома).

В соответствии с п. 9 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[1] организации здравоохранения ежемесячно информируют структурные подразделения департамента государственной инспекции труда о лицах, которым была оказана медицинская помощь в связи с травмами на производстве. В данную информацию обязательно должны включаться сведения о том, находился ли работник в момент получения травмы в состоянии алкогольного опьянения.

Формой государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду и движению работников», утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 15 сентября 2008 г. № 184, с последующими изменениями и дополнениями (далее - отчетная форма 12-т) предусмотрено отражение данных о численности уволенных за:

  • прогул (отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин);
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств в рабочее время на рабочем месте;
  • систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, и др.

В соответствии с п. 29 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. № 92, в формах заполняются показатели о численности работников, совершивших прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

Работники, не допущенные нанимателем к работе вследствие появления на работе в состоянии алкогольного (наркотического или токсического) опьянения, если это произошло более чем за три часа до окончания работы, включаются в строку «численность работников, совершивших прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины».           

В графе 3 разд. 8 «Травматизм и общая заболеваемость» формы государственной статистической отчетности 2-мониторинг (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о деятельности организации в рамках мониторинга социально­трудовой сферы»[2] отражаются случаи травматизма на производстве, в том числе по причине нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Руководители многих организаций более принципиально стали относиться к вопросам охраны труда, соблюдению работниками трудовой и производственной дисциплины, что заметно сказалось на результатах работы предприятий и отраслей в целом.

Так, приказом Министерства жилищно­-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 244 утверждена полугодовая ведомственная форма отчетности «Сведения о качественном составе кадров», где есть следующие позиции:

  • привлечены к дисциплинарной ответственности: всего, в т.ч. за распитие спиртных напитков, за прогулы, другие;
  • приняты меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, уволено. Основания увольнения: за распитие спиртных напитков, за нарушение правил охраны труда и техники безопасности и т.д.

 


[1] Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 с последующими изменениями и дополнениями (далее - Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

[2] Утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 22 октября 2008 г. № 346 (в редакции постановления Белстата от 14 июля 2009 г. № 84).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (105), октябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.