№ 11, ноябрь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда

Рубрика «Официально»

В.В. Подгруша, судья Конституционного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь

Наряду с осуществлением конституционного полномочия по контролю за конституционностью нормативных правовых актов в государстве на законодательном уровне закреплено право Конституционного Суда Республики Беларусь вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.

Изначально указанное право было предусмотрено ст. 7 Закона Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, а затем воспроизведено в ч. 8 ст. 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

При реализации данного права задачей Конституционного Суда является в том числе исключение пробелов в правовом регулировании той или иной группы отношений, устранение противоречивых положений отдельных нормативных правовых актов, приводящих на практике к их неоднозначному пониманию и применению.

Ежегодно по такого рода вопросам Конституционный Суд принимает десятки решений, в которых наряду с обозначением правовой проблемы излагает свою правовую позицию относительно выявленного конституционно-правового смысла спорной нормы права и оптимальных путей разрешения возникших вопросов.

Поводом для подобного реагирования выступают нередко обращения граждан и организаций в Конституционный Суд, в которых они ставят под сомнение то или иное нормативное положение, которым, по их мнению, нарушаются их права и законные интересы, либо оспаривают правомерность практики применения отдельных норм права ввиду неоднозначности их понимания правоприменительными органами.

Одним из последних решений, принятых Конституционным Судом, было решение от 17 июля 2009 г. № Р­360/2009 «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда».

Поводом к рассмотрению указанного вопроса в судебном заседании послужило обращение гражданина, в котором сообщалось о фактах включения нанимателями в объявления о свободных рабочих местах (вакансиях) условий относительно возраста и пола работника, которые, по мнению заявителя, имеют дискриминационный характер.

Проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», других нормативных правовых актов Республики Беларусь, Конституционный Суд установил следующее.

Обеспечение прав и свобод граждан провозглашено высшей целью государства (ч. 1 ст. 21 Конституции). Закрепленное в Конституции положение о предоставлении всем равных прав для осуществления любой деятельности, кроме запрещенной законом (ч. 2 ст. 13), предполагает недопущение дискриминации граждан во всех областях жизни, в том числе в сфере труда.

Конституция гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (ч. 1 ст. 41).

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Важнейшими международно-правовыми документами в сфере труда являются Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы; каждый человек, без какой­либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 23). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах установлено, что участвующие в нем государства признают в числе прочих право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается (ст. 6).

Содержание общепризнанных прав человека в сфере труда раскрывается в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (далее - МОТ). Так, согласно п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г. (далее - Конвенция № 111), термин «дискриминация» включает:

a) всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

б) всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным государством - членом МОТ по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

При этом, как отмечено в п. 2 ст. 1 Конвенции № 111, не считаются дискриминацией всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой.

Термины «труд» и «занятия» в соответствии с п. 3 ст. 1 Конвенции № 111 включают доступ к профессиональному обучению, к труду и к различным занятиям, а также условия труда. Таким образом, запрещение дискриминации действует в отношении не только работников, то есть лиц, уже состоящих в трудовых отношениях с нанимателем, но и лиц, желающих трудоустроиться.

Вместе с тем проведенный Конституционным Судом правовой анализ соответствующих положений Конвенции № 111 свидетельствует о том, что в ней не определяются все дискриминационные обстоятельства, относительно которых установлен запрет, поскольку допускается наличие обстоятельств, которые могут быть признаны в качестве таковых на национальном уровне.

В Республике Беларусь гарантии обеспечения конституционного права граждан на труд, а также принцип равенства при реализации этого права закреплены в законодательстве о труде.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 14 ТК дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких­-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей, запрещается.

Аналогичные требования относительно дискриминационных обстоятельств предусмотрены в абз. 2 ч. 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о занятости), которая определяет государственную политику и гарантии государства в области содействия занятости населения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (106), ноябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.