№ 11, ноябрь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

На вопросы отвечает А.П. Плют,
юрист

Можно ли принять на работу на полную ставку студента дневного отделения высшего учебного заведения?Как осуществить его прием на работу?

В качестве общего правила следует отметить, что законодательство о труде не запрещает принимать на работу лиц, получающих высшее образование в дневной форме.

Поскольку не сказано иное, представляется, что речь идет о заключении трудового договора с лицом, достигшим совершеннолетия. Поэтому нецелесообразно анализировать предусмотренные законодательством ограничения в заключении трудового договора с несовершеннолетними лицами.

Напомним, что трудовой договор будет заключен, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Прием работника на работу всегда предполагает заключение трудового договора.

Прием на работу проходит несколько последовательных самостоятельных стадий. В частности:

  • предоставление работником документов, необходимых для заключения трудового договора;
  • заключение трудового договора в письменной форме;
  • оформление приема на работу приказом (распоряжением) нанимателя;
  • объявление приказа (распоряжения) работнику под роспись;
  • внесение записи в трудовую книжку;
  • заполнение личной карточки.

Кроме того, Трудовой кодекс Республики Беларусь обязывает нанимателя при приеме на работу произвести следующие действия:

1) ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;

2) ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок;

3) провести вводный инструктаж по охране труда;

4) оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись;

5) в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку.

 

Работница А. принята на работу главным специалистом 26.06.2008 на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет основной работницы Б. (по апрель 2010 г.). 10.07.2009 работница Б. увольняется, не выходя из отпуска. Наниматель не предлагает А. заключить контракт, т.к. на это место претендует работница И., работающая главным специалистом на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет основной работницы О. Трудовые отношения с А. продолжаются в настоящее время, поскольку ни одна из сторон не потребовала их прекращения. Руководитель предложил А. написать заявление о переводе на место работницы О. Писать заявление А. отказалась, поскольку считает, что она должна продолжать работать на том же месте. Правомерны ли действия руководителя?

Согласно положениям, сформулированным в п. 2 и 4 ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель вправе заключить с работником срочный трудовой договор на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы. К числу таких срочных трудовых договоров относится, в частности, трудовой договор с работником на время отсутствия основной работницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Обратим внимание, что воспользоваться социальным отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет является правом основной работницы, а не ее обязанностью. По смыслу норм ст. 185 ТК она может в любое время этот отпуск прервать и выйти на работу.

Кроме того, законодательство о труде не содержит запретов на увольнение работницы в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в тех случаях, когда она является инициатором прекращения трудового договора.

Представляется, что в случае увольнения Б. (основной работницы) прекращаются ее трудовые правоотношения с нанимателем. Следовательно, в связи с увольнением Б. прекращается и ее социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Это означает, что в связи с увольнением Б. срок срочного трудового договора, заключенного с А. на период этого отпуска, истекает. В случае истечения срока трудового договора наниматель вправе уволить работника по п. 2 ст. 35 ТК.

Принимая во внимание, что в связи с увольнением Б. наниматель не решил вопрос об увольнении А., трудовые отношения с А. продолжаются по занимаемой ею должности главного специалиста, но уже на условиях трудового договора на неопределенный срок. Такой вывод следует из содержания норм ст. 39 ТК.

Перевод работника на другую должность возможен как по инициативе нанимателя, так и по инициативе работника. Статья 30 ТК требует только наличия письменного согласия работника на перевод. Из содержания норм ст. 30 ТК следует, что без письменного согласия работника перевод его на другую работу неправомерен.

Если наниматель предлагает работнику перевод на другую работу, то последний может согласиться на перевод или отказаться. Мотивы отказа работника от перевода юридического значения не имеют.На

Вопрос отвечает В.В. Ковальков,
начальник управления комплексного анализа и координации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Общий стаж работы - 43 года. Начислена пенсия в размере 386 000 руб. В трудовой книжке имеются все записи о приеме в организацию и об увольнении, но в архиве нет документов о заработной плате за определенные периоды. Все эти предприятия ликвидированы, и документы по заработной плате в архиве отсутствуют. При начислении пенсии за эти годы поставлен коэффициент «0». Правильно ли начислена пенсия и что нужно для того, чтобы восстановить годы, которые не подтверждаются справками о заработной плате?

В соответствии со ст. 57 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон) пенсия исчисляется из откорректированного среднемесячного фактического заработка за установленный законодательством период работы перед назначением пенсии.

Размер фактического заработка за периоды работы до 1 января 2003 г. подтверждается справкой, выдаваемой работодателем (правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организацией, в которой на хранении находятся бухгалтерские документы). Если документы о заработной плате за отдельные периоды работы не представлены, заработок для исчисления пенсии за эти периоды принимается равным нулю.

Необходимо отметить, что государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, общественные объединения, религиозные организации, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, обязаны оформлять и хранить документы по личному составу в целях обеспечения прав и законных интересов граждан[1].

В случаях, когда документы о фактическом заработке у работодателей не сохранились в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций[2], по желанию обратившегося за пенсией не включается в период, из которого избирается заработок для исчисления пенсии, время работы, за которое не сохранились документы о заработке. Если документы о фактическом заработке сохранились менее чем за период работы, из заработка, за который исчисляется пенсия, заработок за каждый месяц недостающего периода принимается в размере среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации, определяемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (ч. 6 ст. 57 Закона).

Если документы не сохранились по другим причинам (халатность, кража, умышленное уничтожение и т.д.), то в этом случае ответственность за материальный ущерб возлагается на виновных лиц. Так, ст. 40 Закона о Национальном архивном фонде установлено, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о Национальном архив­ном фонде и архивах в Республике Беларусь, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Материальная ответственность нанимателя перед пенсионером за ущерб, причиненный неполным оформлением документов, необходимых для назначения пенсии (в том числе вследствие необеспечения их надлежащего хранения), установлена ст. 76 Закона.

Таким образом, если лицо, обратившееся за пенсией, считает, что в связи с утратой документов о заработке ему причинен материальный ущерб, за его возмещением оно вправе обратиться к виновному лицу (для возмещения в добровольном порядке) либо в суд с иском о взыскании с виновного лица понесенного материального ущерба, в том числе и возмещении ущерба от уплаты государственной пошлины, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Если лицо, которому причинен материальный ущерб, по определенным причинам не желает обращаться в суд для возмещения причиненного ему ущерба, факт получения работниками заработка в определенных размерах может быть установлен в судебном порядке. Суд при решении такого вопроса принимает любые средства доказывания, предусмотренные гл. 22 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (в частности, размер заработка может быть подтвержден выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладышем к трудовой книжке, учетными карточками членов партии, членов профсоюза и партийным билетом, другими доказательствами, в том числе показаниями свидетелей). Установленный решением суда заработок работника учитывается при реализации гражданами пенсионных прав.

 


 

[1] Закон Республики Беларусь от 6 октября 1994 г. «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о Национальном архивном фонде).

[2] Чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с последующими изменениями и дополнениями.).

 

На вопросы отвечает Г.Ф. Асоскова,
экономист

На предприятии работников периодически призывают на военные сборы, иногда на 1,5 месяца. Что в таком случае проставляется в табеле учета рабочего времени по выходным дням - буква «г» или «в»? Военкомат настаивает на том, что суббота и воскресенье в табеле должны отмечаться как выходные дни. Так ли это?

Статьей 133 Трудового кодекса Республики Беларусь установлено, что в табеле учета использования рабочего времени отражается фактическое рабочее время и время отдыха.

В соответствии со ст. 136 ТК выходные дни признаются как дни еженедельного непрерывного отдыха. Они должны предоставляться не позднее чем через шесть рабочих дней подряд.

В данном случае на период привлечения работника к выполнению воинских обязанностей он освобождается от выполнения своей основной работы. В табеле учета использования рабочего времени по месту его основной работы все дни в период привлечения работника к выполнению воинских обязанностей отмечаются буквой «г». Рабочих дней и, соответственно, выходных дней в течение этого периода по месту основной работы у него нет.

При выполнении работником воинских обязанностей ему по месту службы, очевидно, устанавливается соответствующий режим для прохождения службы, в том числе предусматривается время для отдыха.

 

На предприятии (строительная отрасль) установлен суммированный учет рабочего времени с годовым учетным периодом. Работники, в основном в летний период, привлекаются в выходной день к работе с соблюдением правил, установленных ст. 142 ТК, что ведет к переработке часов. По договоренности между нанимателем и работниками в качестве компенсации за работу в выходной день предоставляется другой день отдыха. Правомерно ли компенсировать работу в выходной день и сверхурочное время в одинарном размере дневной тарифной ставки (оклада)?

При суммированном учете рабочего времени с годовым учетным периодом возможные переработки в отдельные периоды года должны в течение учетного периода балансироваться с недоработками по сравнению с нормой рабочего времени в течение учетного периода. При составлении графиков работ (сменности) следует учитывать, что время по графику в целом за учетный период должно соответствовать норме рабочего времени работника, рассчитанной для учетного периода.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа, выполненная по предложению или с ведома нанимателя сверх продолжительности рабочего времени, установленной графиками работ (сменности) в целом для учетного периода и соответствующей норме рабочего времени учетного периода. Если фактически отработанное время за учетный период (в нашем случае за год) превышает норму рабочего времени этого периода, то такая переработка признается сверхурочной работой, которая компенсируется по правилам и нормам, установленным ч. 1 и 2 ст. 69 Трудового кодекса Республики Беларусь. При повременной форме оплаты труда работнику за каждый час работы в сверхурочное время производится оплата в размере не ниже двойной часовой тарифной ставки (оклада), а при сдельной форме оплаты труда - не ниже двойных сдельных расценок за работу, которая выполнена в сверхурочное время. Установлено, что наниматель по договоренности с работником может взамен оплаты за работу в сверхурочное время предоставить работнику другой дополнительный день отдыха.

Что касается привлечения работника к работе в выходной день, то компенсация за работу в такой день производится по правилам и нормам, установленным ст. 69 и 146 ТК.

При этом следует учитывать, что ст. 136 ТК установлено, что выходные дни работникам предоставляются не позднее чем за шесть рабочих дней подряд. Статьей 144 ТК предусмотрено, что предельное количество выходных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе с их согласия, не может быть более 12 выходных дней в году. Эти нормы являются обязательными, в том числе и при суммированном учете рабочего времени.

Частью 3 ст. 69 ТК предусмотрено, что работа в выходные дни оплачивается не ниже чем в двойном размере по изложенным выше правилам оплаты за сверхурочное время (ч. 1 ст. 69 ТК). Для работников, получающих месячную тарифную ставку или должностной оклад, оплата за работу в выходной день производится в размере не ниже одинарной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячной тарифной ставки (оклада), если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не ниже двойной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы

На вопросы отвечает К.И. Кеник,
кандидат юридических наук, доцент, судья Верховного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь

Имеет ли право организация предоставлять социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет работающему пенсионеру, которому выплачивается пенсия по возрасту? Какими документами руководствоваться при рассмотрении данного вопроса?

Законодательство Республики Беларусь, в том числе и регулирующее трудовые отношения, изменяется довольно часто, поэтому работникам кадровых служб необходимо следить за изменениями, вносимыми в законодательство.

Согласно ч. 3 ст. 185 Трудового кодекса Республики Беларусь отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вместо матери ребенка предоставляется работающим отцу или другим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, а при назначении опеки - опекуну ребенка. При этом за ними сохраняется право на получение ежемесячного государственного пособия.

Статья 271 ТК предусматривает, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой ежемесячного государственного пособия предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу, другим родственникам ребенка или опекуну, фактически осуществляющим уход за ребенком, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 185 ТК для женщин-матерей.

Как видно из положений приведенных нормативных правовых актов, они не содержат ограничений по предоставлению отпуска по уходу за ребенком членам семьи, фактически ухаживающим за ребенком, в зависимости от пенсионного возраста.

Советом Министров Республики Беларусь приняты постановления о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, где также регламентированы вопросы о порядке и условиях предоставления такого отпуска.

Порядок назначения и выплаты пособия регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. № 490 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, о внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. № 1290 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Положение).

Положение не содержит ограничений о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплате пособия работающим пенсионерам. Согласно п. 27 Положения пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет назначается работающим членам семьи или другим работающим родственникам ребенка в случаях выхода матери на работу (службу), учебу (в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-­технического, среднего специального образования, высших учебных заведениях) и прекращения выплаты ей пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также оформления указанными лицами отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С учетом приведенных нормативных актов наниматель по просьбе работающего члена семьи, фактически осуществляющего уход за ребенком до трех лет, в том числе работающей бабушки, являющейся пенсио­неркой по возрасту, обязан предоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом бабушке необходимо представить документы, указанные в п. 26 Положения, в том числе в обязательном порядке справку о выходе на работу (службу) матери до истечения отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и прекращении выплаты ей пособия.

Какова продолжительность трудового отпуска государственного служащего за период работы с 10.10.2008 по 09.10.2009, если в течение рабочего года изменяется стажевая группа для государственных служащих? На 09.06.2009 стаж работы в качестве государственного служащего составил 5 лет.

Продолжительность трудового отпуска государственным служащим установлена Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о государственной службе). Согласно ст. 50 Закона о государственной службе государственному служащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством. Государственному служащему после пяти лет стажа государственной службы предоставляется дополнительный трудовой отпуск продолжительностью два календарных дня, после десяти лет стажа государственной службы - четыре календарных дня. Дополнительный трудовой отпуск присоединяется к основному трудовому отпуску государственного служащего продолжительностью 28 календарных дней.

Данная норма вступила в силу с 1 января 2009 г.

До внесения изменений в ст. 50 Закона о государственной службе было предусмотрено, что государственному служащему ежегодно предоставляется трудовой отпуск продолжительностью 30 календарных дней, после пяти лет работы в качестве государственного служащего предоставляется дополнительный трудовой отпуск продолжительностью два календарных дня, после десяти лет - четыре календарных дня, после пятнадцати лет - шесть календарных дней.

Таким образом, в приведенной в вопросе ситуации рабочий год государственного служащего, за который предоставляется трудовой отпуск, состоит из периода действия прежнего законодательства, когда продолжительность отпуска составляла 30 календарных дней, и периода, когда продолжительность отпуска составляет 28 календарных дней. Кроме того, в течение рабочего года изменяется продолжительность отпуска в связи с отработкой пяти лет на государственной службе.

В этих случаях подсчет продолжительности отпуска производится в каждом периоде пропорционально времени работы в каждом периоде и установленной продолжительности отпуска в этом периоде:

  • за период с 10 октября 2008 г. по 31 декабря 2008 г. - из расчета 30 календарных дней;
  • за период с 1 января 2009 г. по 8 июня 2009 г. - из расчета 28 календарных дней;
  • за период с 9 июня 2009 г. по 9 октября 2009 г. - из расчета 30 календарных дней (28 дней + 2 дня за 5 лет стажа).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (106), ноябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.