№ 6, июнь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О должностях служащих «секретарь» и «пресс-секретарь»: новые требования

Рубрика «Профессия»

Л.Ф. Яновская, экономист

Квалификационная характеристика должности «Секретарь» (код по ОКПД[1] - 24658) включена в выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики»[2], разд. III «Другие служащие» постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2009 г. № 29[3].

Этим же постановлением из ОКПД исключены позиции «Секретарь-машинистка» (код по ОКПД - 24676), «Секретарь-стенографистка» (код по ОКПД - 24697) и «Стенографистка» (код по ОКПД - 24875).

Все вышеперечисленные должности относятся к категории 3 по ОКПД -другие служащие.

Следует обратить внимание, что вышеуказанным постановлением уточнена редакция квалификационных требований, предъявляемых к лицам, претендующим на занятие должностей «Секретарь приемной руководителя» и «Секретарь-референт», и изложена следующим образом: «Квалификационные требования. Высшее (среднее специальное) образование без предъявления требований к стажу работы».

Данные должности относятся к категории 2 по ОКПД - специалисты.

Кроме того, этим же постановлением в выпуск 1 ЕКСД «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики», раздел I «Руководители» включена квалификационная характеристика должности «Пресс-секретарь» (код по ОКПД - 24422).

Квалификационные характеристики должностей «Секретарь» и «Пресс-секретарь» приведены ниже.

 Секретарь

Должностные обязанности. Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя организации (его заместителей, руководителей структурных подразделений). Собирает и представляет необходимые руководителю сведения от подразделений или исполнителей. Организует телефонные переговоры руководителя, записывает в его отсутствие принятые сообщения и доводит до сведения руководителя их содержание. Осуществляет работу по организационной подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня заседания или совещания, их регистрация), ведет и оформляет протоколы. Печатает по указанию руководителя служебные документы и материалы, необходимые для его работы, вводит необходимую информацию в банк данных. При владении навыками стенографии стенографирует тексты приказов, распоряжений, писем и других организационно-распорядительных документов с последующей их расшифровкой и печатанием или вводом информации в банк данных. Передает и принимает информацию по приемно­переговорным устройствам (телекс, факс, телефакс и др.). Оформляет различные документы и материалы с использованием компьютерной техники. Принимает документы на подпись руководителю. Организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения их просьб и предложений. Осуществляет делопроизводство, принимает поступающую на имя руководителя корреспонденцию, систематизирует ее в соответствии с установленным порядком и передает после рассмотрения руководителем в подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе их работы либо подготовки ответа. Ведет контрольно-регистрационную картотеку, следит за сроками выполнения поручений руководителя, поставленных на контроль. Формирует дела в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечивает их сохранность и в установленные сроки сдает в архив. Подготавливает документы для тиражирования на множительной технике, а также копирует документы. Обеспечивает рабочее место руководителя канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники. Соблюдает требования по охране труда и пожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка.

Должен знать: положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы по ведению делопроизводства; структуру организации и ее подразделений; машинопись; правила орфографии и пунктуации; правила печатания деловых писем с использованием типовых форм; правила эксплуатации компьютерной техники, техники для тиражирования печатных материалов, диктофонов, магнитофонов и других используемых технических средств; правила пользования приемно­переговорными устройствами; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; основы этики и эстетики; правила делового общения; основы организации труда; основы законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; требования по охране труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Общее среднее образование и специальная подготовка по установленной программе.

 Пресс-секретарь

Должностные обязанности. Осуществляет сбор и профессиональную подачу информации в средства массовой информации о деятельности организации (учреждения). Получает в установленном порядке сведения и материалы, необходимые для информирования общественности. Осуществляет подготовку, распространение и контроль над публикацией материалов организации (пресс­релизы, сообщения, заявления, интервью и пр.). Организует пресс­конференции, брифинги, встречи за «круглым столом» и пр. Участвует в оперативном и перспективном планировании информационного обеспечения организации (учреждения). Пропагандирует деятельность организации в средствах массовой информации. Информирует руководителя организации (учреждения) по всему кругу вопросов общения со средствами массовой информации. Соблюдает конфиденциальность информации, являющейся государственной, служебной и коммерческой тайной. Взаимодействует с отечественными и зарубежными средствами массовой информации. Организует работу интернет-сайта организации (учреждения) и несет ответственность за размещение информации, ее оперативность, актуальность и достоверность. Ведет переписку по вопросам, входящим в его компетенцию. Соблюдает требования по охране труда и пожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка.

Должен знать: нормативные правовые акты, другие руководящие документы, определяющие направления и перспективы деятельности организации; структуру и взаимодействие структурных подразделений организации, технологию производства, ассортимент продукции (работ, услуг) и др.; методологию осуществления связей с общественностью; методы организации и проведения мероприятий по связям с общественностью; структуру и функции средств массовой информации; порядок организации и подготовки пресс­релизов, брифингов, пресс­конференций, информационных сообщений и пр.; принципы основных видов связей с общественностью, правила ведения деловой переписки; информацию, являющуюся государственной, служебной и коммерческой тайной, порядок ее защиты и использования; методы обработки информации с использованием современных информационных технологий; основы экономики, законодательство о труде; требования по охране труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее профессиональное образование и опыт работы в сфере информации не менее 3 лет или высшее образование и опыт работы со средствами массовой информации не менее 5 лет. 


[1] ОКПД - Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный приказом Белстандарта от 30 декабря 1996 г. № 234, с последующими изменениями и дополнениями.

 [2] Выпуск 1 ЕКСД «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики» утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159 с последующими изменениями и дополнениями.

[3] Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2009 г. № 29 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и дополнений и изменений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Профессии рабочих и должности служащих" (ОКРБ 006-96)».

 

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 6 (101), июнь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.