№ 7, июль 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Особенности регулирования труда женщин: права, гарантии

Рубрика «Трудовое законодательство»

Т.В. Рахубо, главный юрисконсульт отдела трудового законодательства юридического управления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Гарантии беременным женщинам, а также женщинам, воспитывающим детей, содержатся в гл. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь «Особенности регулирования труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности».

С момента беременности у женщины появляется ряд гарантий, связанных с исполнением ею трудовой функции. Трудовым законодательством Республики Беларусь женщине предоставлены и гарантированы не только права, но также и дополнительные льготы и гарантии, имеющие целью охрану ее здоровья и материнства.

 Ограничения на применение труда женщин

Статьей 262 ТК установлен запрет на применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).

Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 765 с последующими изменениями и дополнениями. Пунктом 2 названного постановления нанимателям предоставлено право по согласованию с профсоюзом принимать решение о применении труда женщин на работах, включенных в Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, и положительном заключении органов Государственной экспертизы условий труда и Государственного санитарного надзора Республики Беларусь.

Часть 3 ст. 262 ТК содержит запрет на применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. № 111.

Согласно ст. 263 ТК запрещается привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК), выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Запрещается привлечение к работе в ночное время беременных женщин. Женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия. Запрет, установленный указанной статьей, является абсолютным. Наниматель не вправе, даже в порядке исключения, по своей инициативе либо по просьбе указанных категорий женщин привлекать их к вышеперечисленным работам.

Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей­инвалидов - до 18 лет), могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК), выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия (ч. 3 ст. 263 ТК).

Согласие работниц должно выражаться в письменной форме, например, на приказе (распоряжении) нанимателя. Инициатива в привлечении к таким работам названных категорий женщин может исходить не только от нанимателя, но и от самих работающих.

Перечисленные в названной статье ограничения и запрещения обусловлены необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной правовой защите.

 Гарантии беременным женщинам

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ТК беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

Более легкая работа определяется в зависимости от конкретных условий труда на основании медицинского заключения, выданного учреждением здравоохранения, в котором должен быть указан вид более легкой работы. На практике более легкой считается работа, требующая меньшего физического напряжения и исключающая воздействие неблагоприятных производственных факторов на организм беременной женщины. К примеру, беременные женщины не должны выполнять производственные операции, связанные с подъемом предметов труда выше уровня плечевого пояса, подъемом предметов труда с пола и т.д. Для беременных женщин должны быть исключены работы на конвейере с принудительным ритмом работы, сопровождающиеся нервно-эмоциональным напряжением, они не должны допускаться к выполнению работ, связанных с воздействием возбудителей инфекционных, паразитарных и грибковых заболеваний, контактом с ядовитыми веществами, а также трудиться в условиях воздействия инфракрасного излучения, в условиях резких перепадов барометрического давления, повышенного уровня радиации и т.д.

Если перевод на более легкую работу невозможен по условиям производства, допускается продолжение прежней работы. В таких случаях беременной женщине в соответствии с рекомендацией врача облегчаются условия труда (изменяется режим работы, интенсивность процесса труда, снижается норма выработки, обслуживания, уменьшается вес поднимаемых тяжестей и т.д.) с сохранением прежнего среднего заработка. В каждом отдельном случае вопрос перевода беременной женщины на более легкую работу должен решаться в зависимости от состояния ее здоровья, условий труда и с учетом специфических особенностей каждого производства.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине в соответствии с медицинским заключением другой работы, более легкой и исключающей воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет нанимателя (ч. 2 ст. 264 ТК).

Если наниматель не устранит факторы, обусловившие необходимость перевода беременной женщины, или не сможет предоставить ей более легкую работу, то средняя заработная плата выплачивается до начала социального отпуска по беременности и родам.

Помимо названных гарантий, беременные женщины имеют определенные гарантии в части продления контракта, заключенного с нанимателем.

Так, Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями (далее - Декрет) является основным нормативным правовым актом Республики Беларусь, регламентирующим вопросы заключения контрактов. Порядок применения Декрета предусмотрен Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Указ № 180).

Согласно п. 1-1 Указа № 180 продление контракта в пределах максимального срока его действия (п. 2 ст. 17 ТК) осуще­ствляется по соглашению сторон на срок не менее одного года. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за две недели до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения. Если срок контракта истекает и работник изъявил желание продолжить трудовые отношения, наниматель обязан учитывать установленные Указом гарантии, направленные на защиту отдельных категорий работников.

Согласно п. 2 Указа № 180 контракт с беременной женщиной с ее согласия продлевается на период беременности либо иной срок по соглашению сторон.

Кроме того, ст. 168 ТК определена обязанность нанимателя в предоставлении женщинам трудового отпуска перед социальным отпуском по беременности и родам или после него.

Предоставление отпуска по беременности и родам

Отпуск по беременности и родам относится к социальным отпускам.

Право на социальные отпуска работников не зависит от продолжительности, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы организации.

Согласно ч. 1 ст. 184 ТК женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей - 70) календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Женщинам, постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения и (или) работающим на территории радиоактивного загрязнения, предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей - 70) календарных дней после родов. При этом общая продолжительность отпуска не может быть менее 146 (160) календарных дней[1].

Дородовый отпуск такой категории женщин предоставляется с их согласия за пределами территории радиоактивного загрязнения с проведением оздоровительных мероприятий.

Несмотря на то что отпуск по беременности и родам является социальным отпуском, на практике для его предоставления и оформления не требуется заявление женщины. Основанием для предоставления такого отпуска является листок нетрудоспособности, выданный государственной организацией здравоохранения.

Порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности по беременности и родам установлен Инструкцией о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9 июля 2002 г. № 52/97, с последующими изменениями и дополнениями.

Право женщин на получение государственных пособий          

Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 30 октября 1992 г. «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (в редакции Закона от 28 декабря 2007 г.) (далее - Закон) определены категории женщин, имеющих право на пособие по беременности и родам.

Порядок обеспечения пособиями по беременности и родам установлен Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. № 1290, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Положение).

Согласно Закону женщина имеет право на следующие виды государственных пособий:

  • в связи с рождением ребенка;
  • женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

Право на пособие в связи с рождением ребенка имеют мать или отец, а также лица, усыновившие (удочерившие) ребенка в возрасте до 6 месяцев либо назначенные его опекунами.

Согласно ст. 11 Закона женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, регулярно посещавшим их и выполнявшим предписания врачей в течение всего срока беременности, назначается и выплачивается единовременное пособие в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума (далее - БПМ) перед датой рождения ребенка.

Право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет имеют фактически осуществляющие уход за ним мать или отец, усыновитель (удочеритель), опекун ребенка. Члены семьи или другие родственники ребенка имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в случае нахождения их в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет выплачивается ежемесячно со дня возникновения права на данное пособие в соответствии со ст. 28 Закона по день достижения ребенком возраста трех лет.

Для оформления государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет необходимо подать заявление в произвольной форме в комиссию по назначению пособий по месту работы и соответствующие документы.

Государственные пособия и надбавки к ним назначаются комиссиями по назначению пособий, создаваемыми в организациях любых организационно-правовых форм из числа представителей нанимателя, профсоюзов и иных представительных органов работников в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь (ст. 27 Закона).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2006 г. № 1624 с последующими изменениями утверждено Положение о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности.

Выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и надбавки к нему прекращается при наличии следующих обстоятельств:

  • отмена опеки над ребенком;
  • смерть ребенка;
  • помещение ребенка в дом ребенка, дом­интернат, учреждение образования с круглосуточным режимом пребывания;
  • лишение родительских прав;
  • достижение ребенком возраста трех лет и др.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и надбавки к нему выплачиваются в дни, установленные для выплаты заработной платы.

 Предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

По окончании социального отпуска по беременности родам и до начала социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет женщина может воспользоваться правом на трудовой отпуск. В таком случае государственное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет будет выплачиваться в размере 50 %.

Статьей 185 ТК предусмотрена обязанность нанимателя предоставлять после перерыва в работе, вызванного родами, по заявлению работающей женщины отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия, размеры и условия выплаты которого устанавливаются законодательством.

По окончании периода временной нетрудоспособности, вызванной беременностью и родами, женщина в соответствии со ст. 185 ТК подает заявление на имя нанимателя с просьбой предоставить ей социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В заявлении указывается дата начала указанного социального отпуска (следующий день после даты окончания социального отпуска по беременности и родам либо следующий день после окончания трудового отпуска, предоставленного после отпуска по беременности и родам) и дата его окончания (дата исполнения ребенку трех лет). К заявлению женщина прилагает копию свидетельства о рождении ребенка.

На основании заявления и копии свидетельства о рождении ребенка наниматель издает приказ о предоставлении женщине социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в соответствии со ст. 185 ТК. Указанный отпуск может быть использован полностью либо частями любой продолжительности.

Лица, находящиеся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в период нахождения их в указанном отпуске могут, по их желанию, работать по основному или другому месту работы на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы часов) и на дому с сохранением ежемесячного государственного пособия.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет включается в общий стаж, а также в стаж работы по специальности, профессии, должности в соответствии с законодательством.

Период нахождения в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не включается в стаж работы, дающий право на последующие трудовые отпуска.

Согласно ст. 13 Закона лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до трех лет и работающим на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы) или на дому, пособие назначается в размере 80 % наибольшей величины БПМ.

Лицам, вышедшим на работу на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени пособие назначается (выплачивается) в размере 50 % пособия. При этом они будут считаться вышедшими из социального отпуска с возникновением права на предоставление трудового отпуска.

Юридически значимым фактом для включения периода работы в стаж, дающий право на отпуск, является прерывание указанного социального отпуска и выход на работу независимо от условий рабочего времени.

Во избежание непонимания между работником и нанимателем по досрочному выходу из социального отпуска и его правовых последствий необходимо четко формулировать цель такого выхода.

ПРИМЕР 1

Для того чтобы работница по выходу досрочно из социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы часов) имела право на получение государственного пособия в полном размере и период работы включался в стаж, дающий право на трудовой отпуск, формулировка в ее заявлении и, соответственно, в приказе нанимателя должна звучать как о прерывании социального отпуска и выходе на работу. Например:

Считать Соколову Елену Ивановну, медсестру, досрочно приступившей к исполнению своих должностных обязанностей на 0,5 ставки с 05.07.2009 в связи с выходом из социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Если работница желает приступить к работе на условиях неполного рабочего времени (не более чем на 0,5 ставки) с сохранением 100 % размера пособия, находясь в социальном отпуске и не прерывая такой отпуск, то формулировка в заявлении и приказе должна свидетельствовать о ее желании работать, не приостанавливая социального отпуска. Например:

Считать Соколову Елену Ивановну, находящуюся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, работающей на 0,5 ставки медсестры с 01.07.2009.

В этом случае права на предоставление трудового отпуска она иметь не будет.

 Согласно ст. 266 ТК женщинам, усыновившим (удочерившим) ребенка в возрасте до трех месяцев, предоставляется отпуск продолжительностью 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.

По заявлению женщины, усыновившей (удочерившей) ребенка, ей в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 185 ТК, предоставляется отпуск по уходу за ребенком.

 Дополнительные свободные дни

Согласно ст. 265 ТК матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка­инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования.

Матери (отцу), воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере и на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет (ребенка­инвалида - в возрасте до восемнадцати лет), по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2007 г. № 1729 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю.

Право на дополнительные свободные дни может быть использовано матерью (отцом, опекуном, попечителем) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению.

Если работник одновременно имеет право на дополнительный свободный от работы день в неделю и дополнительный свободный от работы день в месяц, то этот день предоставляется по желанию работника согласно одному из оснований.

 Перерывы для кормления ребенка

В соответствии со ст. 267 ТК женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо общего перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка.

Эти перерывы предоставляются не реже чем через три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии двух или более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва устанавливается не менее одного часа.

По желанию женщины перерывы для кормления ребенка могут быть присоединены к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде перенесены как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.

Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.

 Гарантия права на прежнюю работу

По окончании социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет либо при досрочном выходе из указанного отпуска женщине гарантировано право на прежнюю работу.

 ПРИМЕР 2

Может ли наниматель не предоставить женщине, вышедшей после окончания социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, прежнюю должность? Вправе ли он перевести ее на другую должность и снизить заработную плату?

Частью 3 ст. 183 ТК предусмотрено, что на время социальных отпусков сохраняется прежняя работа и в случаях, предусмотренных ТК или коллективным договором, соглашением, - заработная плата.

Под прежней работой понимается выполнявшаяся до отпуска работа у того же нанимателя, по той же специальности, должности и квалификации на том же рабочем месте (ч. 3 ст. 153 ТК).

В случае если наниматель желает перевести женщину, вышедшую из социального отпуска по уходу за ребенком, на другую должность, то такой перевод должен осуществляться в соответствии со ст. 30 ТК.

Перевод на другую должность, не обусловленную трудовым договором (контрактом), допускается согласно ст. 30 ТК только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 30 ТК (обязанные лица), и в случае временного перевода в связи с производственной необходимостью и в связи с простоем.

Уменьшение заработной платы нанимателем возможно и должно быть обусловлено обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, возникшими непосредственно у самого нанимателя. Размер, системы оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом, признаются существенными условиями труда.

В случае изменения существенных условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц.

При отказе работника от продолжения работы с изменившимися условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ст. 35 ТК.

 


[1] Данная редакция ч. 2 ст. 184 ТК вступает в силу с 16 июля 2009 г. В прежней редакции нормы ч. 2 ст. 184 ТК распространялись на женщин, работающих на территории радиоактивного загрязнения.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (102), июль 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.