№ 5, май 2010

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Порядок и практика рассмотрения коллективных трудовых споров

Рубрика «Трудовые споры»

А.А. Герасименок, ведущий специалист Республиканского трудового арбитража

Как показывает практика рассмотрения коллективных трудовых споров, большинство из них рассматриваются примирительными комиссиями. В то же время на этом этапе нередко споры не разрешаются, и стороны обращаются в Республиканский трудовой арбитраж (далее - Арбитраж).

 К исключительной компетенции Арбитража относятся трудовые споры (далее - споры), указанные в ст. 385 Трудового кодекса Республики Беларусь. Исключительная компетенция Арбитража заключается в том, что в случае неурегулирования указанных споров примирительной комиссией (посредником) дальнейшее рассмотрение спора возможно непосредственно в Арбитраже. При этом достаточно обращения в Арбитраж одной из сторон спора. В иных случаях для обращения в Арбитраж требуется письменное согласие сторон спора.

Однако здесь необходимо отметить, что согласно действующему законодательству, а именно исходя из содержания гл. 36 ТК, примирительная комиссия является обязательным этапом разрешения любого коллективного трудового спора. Поэтому до обращения в Арбитраж стороны спора - наниматель, представительный орган работников (на сегодняшний день это профсоюз) - должны принять все зависящие от них меры для урегулирования спора на данном этапе примирения.

 

Справочно

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Под социально-экономическими условиями труда и быта работников, в связи с установлением или изменением которых может возникнуть коллективный трудовой спор, следует понимать положения, предусмотренные ст. 360 и 364 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Арбитраж является государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовых споров (далее - споры), возникающих в социально-трудовой сфере.

Общее руководство деятельностью Арбитража осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.

Основные задачи и компетенция Арбитража регламентированы в ст. 385 ТК, а также в Положении о Республиканском трудовом арбитраже[1].

Порядок рассмотрения споров Арбитражем определен в ст. 386 ТК, а также в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1999 г. № 1340 «Об утверждении Порядка разрешения коллективных трудовых споров Республиканским трудовым арбитражем» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Порядок).

В соответствии с п. 18 Порядка право на обращение в Арбитраж для разрешения споров имеет каждая сторона спора, если спор возник:

  • в государственных организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;
  • об исполнении коллективных договоров и соглашений;
  • в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку;
  • при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях.

В иных случаях для обращения в Арбитраж требуется письменное соглашение сторон спора (например, по вопросам заключения коллективного договора).

 


[1] Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 1999 г. № 348 с последующими изменениями и дополнениями.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (112), май 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.