№ 5, май 2010

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Трудовые отношения при реорганизации и переподчинении организации

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.П. Плют, юрист

Вопросы реорганизации юридического лица регулируются нормами гражданского законодательства, однако она влияет и на трудовые отношения. В случаях реорганизации имеет место изменение трудового договора, когда с согласия работника меняется наниматель как сторона трудового договора. Рассмотрим, что должен предпринять кадровик в случае реорганизации организации или ее переподчинения.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ

По общему правилу юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь). С этого момента у юридического лица возникает и нанимательская правоспособность.

Из систематического логического толкования ст. 30 и 36 Трудового кодекса Республики Беларусь вытекает, что в случаях реорганизации имеет место изменение трудового договора, когда с согласия работника меняется наниматель как сторона трудового договора. Если работник отказывается от продолжения трудовых отношений с новым (возникшим в результате реорганизации) юридическим лицом, трудовой договор прекращается по п. 5 ст. 35 ТК.

Согласно ст. 36 ТК при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника продолжаются на условиях, предусмотренных трудовым договором. Законодательство о труде не определяет процедуру получения такого согласия или отказа в нем. Это означает, что согласие работника работать у нового нанимателя может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. Однако соблюдение сторонами письменной формы, например, в случае спора, связанного с увольнением работника по п. 5 ст. 35 ТК (за отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией организации) облегчит процесс доказывания правомерности такого увольнения.

Положения ст. 36 ТК о том, что трудовые отношения с согласия работника продолжаются на условиях, предусмотренных трудовым договором, означают, что если при реорганизации юридического лица работник выразил согласие на продолжение работы у нового нанимателя, то действие прежнего трудового договора не прекращается и все предусмотренные им условия обязательны для этого нанимателя. В случае несогласия нового нанимателя с условиями трудового договора, заключенного прежним нанимателем, изменения в трудовой договор могут быть внесены только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (112), май 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.