№ 12, декабрь 2011

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Предоставление отпуска по уходу за ребенком в случаях, если мать является индивидуальным предпринимателем

Рубрика «Комментарий»

В.В. Подгруша, судья Конституционного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь

В.В. Подгруша,

судья Конституционного Суда Республики Беларусь,
заслуженный юрист Республики Беларусь

 

Предоставление отпуска по уходу
за ребенком в случаях, если мать является индивидуальным предпринимателем

 

Кому ухаживать за ребенком, если мать является индивидуальным предпринимателем? Ответ на поставленный вопрос, казалось бы, лежит на поверхности. Конечно же, как это предусмотрено в Трудовом кодексе Республики Беларусь, в первую очередь это право матери ребенка. Если же мать не может — отца ребенка, либо бабушки, или другого родственника ребенка, фактически осуществляющего за ним уход. Им будет предоставлен социальный отпуск, выплачиваться государственное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

На деле же оказывается все не так просто, если мать — индивидуальный предприниматель. И вопрос касается десятков, если не сотен наших граждан: из 3359 женщин — индивидуальных предпринимателей, имеющих малолетних детей, только 58 прекратили заниматься предпринимательской деятельностью в связи с необходимостью ухода за ребенком в возрасте до трех лет.

 

К

онституционный Суд Республики Беларусь 4 октября 2011 г. в порядке реализации своих полномочий на основании ч. 8 ст. 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей принял решение «О некоторых вопросах правового регулирования предоставления отпуска по уходу за ребенком».

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА И СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

В Конституционный Суд обратилась гражданка К., просившая разобраться в сложившейся ситуации с неоднозначным пониманием закона и неправильным, по мнению заявительницы, применением его на практике.

Заявительница является индивидуальным предпринимателем. 9 июля т.г. она родила дочь, но свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не прекратила. В семье решили, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет возьмет отец ребенка, работающий на госпредприятии.

Однако в предоставлении указанного отпуска мужу заявительницы отказали, сославшись на то, что поскольку жена как индивидуальный предприниматель права на социальный отпуск не имеет, то и ему такой отпуск не положен. При этом была сделана ссылка на разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, из которого следует, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не подпадает под действие Трудового кодекса Республики Беларусь, и, следовательно, женщина — индивидуальный предприниматель не имеет права на предоставление ей социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, поэтому и не может передать это право отцу (либо другому лицу). При таких обстоятельствах оформление указанного отпуска отцу ребенка является неправомерным.

Аргументируя свое несогласие с позицией Министерства труда и социальной защиты ссылками на ст. 185 и 271 ТК, а также на нормы Закона Республики Беларусь от 30 октября 1992 г. «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» с последующими изменениями (далее — Закон о государственных пособиях), заявительница обратилась в Конституционный Суд с просьбой разобраться в создавшейся ситуации с подобным пониманием норм законов и их применением на практике.

 

 

На какие же проблемные аспекты обратил внимание Конституционный Суд и на чем он основывал свою аргументацию и правовые позиции? Прежде всего на положениях ч. 1 ст. 1, ст. 2, 21, 22, ч. 1 ст. 23, ч. 1, 3 ст. 32, ст. 47, 59 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция). Нормы, аналогичные конституционным положениям, содержатся и в являющихся обязательными для Республики Беларусь международно-правовых актах о правах человека, включая Всеобщую декларацию прав человека (ст. 2, 7, 22, 25, 29), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 23, 24, 26), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4, 9, 10),Конвенцию ООН о правах ребенка.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (131), декабрь 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.