№ 4, апрель 2011

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Оформление документов кадровой службой при преобразовании организации

Рубрика «Памятка кадровика»

А.П. Плют, юрист

Реорганизация организации (юридического лица) влияет на трудовые отношения с работниками, поскольку в большинстве случаев при реорганизации организации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) имеет место изменение трудового договора, когда с согласия работника меняется наниматель как сторона трудового договора (ст. 30 и 36 Трудового кодекса Республики Беларусь).

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п. 5 ст. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

Примечание. Полезно знать, что при реорганизации юридического лица необходимо обязательное проведение инвентаризации его имущества согласно ч. 3 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» с последующими изменениями. Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, с последующими изменениями.

Обратим внимание, что перед началом проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации, в котором должно быть определено: какие активы и обязательства подлежат инвентаризации и по какой причине, дата ее начала и окончания, состав инвентаризационной комиссии, срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию, иные сведения в зависимости от причин и целей проведения конкретной инвентаризации.

Трудовые отношения в связи с реорганизацией организации урегулированы ст. 36 ТК. Анализ содержания норм данной статьи Трудового кодекса позволяет сделать вывод о том, что она направлена на обеспечение работнику возможности продолжать трудовую деятельность по занимаемой должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, при реорганизации юридического лица, т.е. на сохранение трудовых отношений, что гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса нанимателя.

При этом работник вправе отказаться от продолжения трудовых отношений с новым, т.е. возникшим в результате реорганизации организации, юридическим лицом. В этом случае трудовой договор с ним прекращается по специальному основанию, предусмотренному п. 5 ст. 35 ТК.

 на заметку

При проведении реорганизации организации путем преобразования республиканского унитарного предприятия в открытое акцио­нерное общество следует помнить, что такая реорганизация может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия при прекращении трудового договора по п. 5 ст. 35 ТК (см. ст. 48 ТК).

Согласно ч. 3 ст. 36 ТК при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника продолжаются на условиях, предусмотренных трудовым договором. Законодательство о труде не определяет процедуру получения такого согласия или отказа. Это означает, что согласие работника работать у нового нанимателя может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. Однако соблюдение сторонами письменной формы, например, в случае спора, связанного с увольнением работника по п. 5 ст. 35 ТК за отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией организации, облегчит процесс доказывания правомерности такого увольнения.

Положения ст. 36 ТК о том, что трудовые отношения с согласия работника продолжаются на условиях, предусмотренных трудовым договором, означают, что если при реорганизации юридического лица работник выразил согласие на продолжение работы у нового нанимателя, то действие прежнего трудового договора не прекращается и все предусмотренные им условия обязательны для нового нанимателя.
В случае несогласия нового нанимателя с условиями трудового договора, заключенного прежним нанимателем, изменения в трудовой договор могут быть внесены только в порядке, преду­смотренном Трудовым кодексом.

Действующее законодательство о труде не регулирует порядка оформления трудовых отношений с работниками при реорганизации юридического лица. Представляется, что в целях оформления трудовых правоотношений с работниками новый наниматель должен издать приказ (распоряжение) и сделать соответствующие записи в трудовых книжках.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (123), апрель 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.