№ 4, апрель 2011

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Генеральное соглашение на 2011–2013 годы

Рубрика «Комментарий»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

 В силу предписаний ст. 358 Трудового кодекса Республики Беларусь соглашением является нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

Генеральные, тарифные, местные соглашения, коллективные договоры составляют в совокупности иерархическую систему, основывающуюся на приоритетности соглашений более высокого уровня при заключении договоров (соглашений) более низкого уровня.

Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции.

Поскольку генеральное соглашение решает лишь общие вопросы взаимоотношений нанимателей и профсоюзов, определяя в то же время согласованные позиции сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и совместные действия по их реализации, то его заключение предшествует заключению нижестоящих соглашений и коллективных договоров.

В связи с этим Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами на 2011-2013 годы[1] представляет интерес не только для нанимателей, но и для работников.

Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения нанимателей и проф­союзов договорились совместными усилиями добиваться развития экономики, укрепления экономического и финансового положения ее отраслей путем осуществления целого ряда мер в области бюджетно-налоговой и ценовой политики, повышения инвестиционной активности, конкурентоспособности национальной экономики, реструктуризации и реформирования организаций.

Генеральное соглашение не только закрепило важнейшие задачи социальной политики, общие для Сторон, но и определило основные направления и параметры, которые должны стать отправными при заключении тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.

Определены меры в области бюджетно-налоговой и ценовой политики, в области реструктуризации и реформирования организаций, в области укрепления финансового положения организаций.

В частности, в области реструктуризации и реформирования организаций это:

  • содействие реструктуризации и реформированию хозяйствующих субъектов, обеспечивающих модернизацию производства, максимальную занятость работников, достойную оплату труда;
  • принятие действенных мер по реформированию организаций, прежде всего неэффективно работающих, проведение реструктурирования долгов этих организаций, создание рабочих мест для высвобождаемых работников;
  • применение механизма санации убыточных организаций, обеспечивающей сохранение трудовых коллективов и рабочих мест;
  • развитие малого и среднего бизнеса как основы увеличения объемов производства товаров, продукции, работ, услуг и создания новых рабочих мест.

В области укрепления финансового положения организаций это:

  • повышение эффективности управления государственным имуществом в целях пополнения доходов республиканского и местных бюджетов, роста заработной платы работников организаций;
  • стимулирование энергосбережения, рационального использования материальных ресурсов и др.

Главными целями политики в области доходов населения в соответствии с п. 3 Генерального соглашения признано систематическое повышение реальных доходов населения, снижение дифференциации денежных доходов различных социальных групп населения, уменьшение доли населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Обращает на себя внимание следующее.

Если по перечню основных направлений в указанной области положения Генерального соглашения перекликаются с соответствующими положениями Генерального соглашения на 2009-2010 годы, то новым следует признать конкретные меры, закрепленные в п. 8 и 9 Генерального соглашения, в силу которых Стороны обязуются принять меры по повышению уровня заработной платы и сокращению количества организаций, имеющих среднюю заработную плату ниже 200 долларов США в эквиваленте, а также обеспечить приближение уровня среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, к уровню среднемесячной заработной платы работников промышленности.

Намечено проведение постоянной работы по финансовому оздоровлению организаций, обеспечению их безубыточной работы с целью сохранения постоянной занятости работников, повышения заработной платы (п. 12 Генерального соглашения).

 


[1] Генеральное соглашение подписано 30 декабря 2010 г. по поручению сторон сопредседателями Национального совета по трудовым и социальным вопросам, представляющими соответственно Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения нанимателей и республиканские объединения профсоюзов: первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь В.И. Семашко, Председателем Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» А.Д. Харлапом и Председателем Федерации профсоюзов Беларуси Л.П. Козиком.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (123), апрель 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.