№ 4, апрель 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Объяснительная записка в трудовых правоотношениях

Рубрика «Памятка кадровика»

Е.В. Бушик, юрист

 

Несмотря на то что четкого определения термина «объяснительная записка» трудовое законодательство не содержит, при реализации трудовых правоотношений между нанимателем и работником оформляются служебные записки.

В трудовом законодательстве имеются нормы, обязывающие нанимателя затребовать письменные объяснения работника, например согласно ст. 199 и 408 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Предполагается, что в качестве письменных объяснений могут использоваться объяснительные записки.

Отдельно взятые государственные органы управления лишь опосредованно относят объяснительную записку к одним из оснований к приказам по личному составу[1].

Под объяснительной запиской следует понимать локальный ненормативный документ, поясняющий условия и причины совершения какого-либо деяния (действия, бездействия), происшествия, правонарушения, наступления факта и т.п., оформляемый работником организации и представляемый руководителю организации или вышестоящему руководителю.

Написание объяснительной записки является правом, но не обязанностью работника, т.к. согласно ст. 27 Конституции Республики Беларусь никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя.

В отличие от работника, на нанимателя (уполномоченных им лиц) возложена обязанность затребовать от работника письменное объяснение в следующих случаях:

до применения дисциплинарного взыскания (ст. 199 ТК);

до издания распоряжения об удержании из заработной платы (ст. 408 ТК).

В остальных случаях с целью выяснения позиции работника по различным вопросам, оценки причин и последующего принятия решения наниматель имеет право, но не обязан истребовать от работника дачи устных и письменных объяснений.

Уполномоченные нанимателем лица могут рекомендовать работнику применять унифицированную форму объяснительной записки о нарушении трудовой дисциплины, включенную в Унифицированную систему организационно-распорядительной документации[2], которая носит рекомендательный характер, поэтому наниматель вправе утвердить локальным нормативным правовым актом иную форму.



[1] Рекомендации по перечню документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 135.

[2] Утверждена приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25 с последующими  изменениями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (135), апрель 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.