№ 5, май 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Прием на работу и увольнение главного бухгалтера

Рубрика «Трудовое законодательство»

Л.А. Шерснева, юрист

Бухгалтерский учет — процесс непрерывный, предполагающий сбор, регистрацию и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Поэтому недобро­совестная работа главного бухгалтера может отражаться на деятельности организации долгое время даже после его увольнения.

Чтобы избежать проблем при увольнении главного бухгалтера, соблюсти права и законные интересы нового главного бухгалтера, а также обезопасить организацию от возможных неблагоприятных последствий в случае недобросовестных постановки и ведения бухгалтерского учета в организации, нанимателю следует организовать прием-передачу дел.

Передача дел должна быть организована нанимателем независимо от того, имеется ли новый главный бухгалтер или должность главного бухгалтера будет вакантной, и должна быть начата сразу после того, как руководитель организации получит заявление об увольнении главного бухгалтера (или соответствующую информацию от кадровой службы), чтобы успеть завершить эту процедуру:

в течение месячного срока предупреждения нанимателя об увольнении (при расторжении трудового договора, заключенного на не­определенный срок, по желанию работника);

в течение месячного или иного срока, определенного соглашением сторон (при трудовых отношениях, основанных на контракте).

Обязанность приема-передачи дел для работников, занимающих должность «Главный бухгалтер», установлена законодательно. Данная процедура оформляется актом приема-передачи дел, а в случае, когда на главного бухгалтера в установленном порядке возложена еще и материальная ответственность, обязательно проведение инвентаризации[1].

 

законодательная база

Трудовой кодекс Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухучете)

Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями (далее — Закон о хозяйственных обществах)

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 3 апреля 2009 г. № 40
«Об открытии банковских счетов»

Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62, с последующими изменениями

Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 196 (далее — Инструкция о БСО)

Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, с последующими изменениями (далее — Инструкция по инвентаризации)

 

При увольнении (смене) главного бухгалтера нанимателю следует осуществить ряд про­цедур, которые условно можно разделить на несколько этапов:

1) определение основания увольнения главного бухгалтера;

2) определение даты, на которую передаются дела;

3) завершение учетного процесса и составление отчетности на дату передачи дел;

4) проверка состояния учета и отчетности;

5) прием-передача дел (составление и подписание акта приема-передачи дел);

6) увольнение главного бухгалтера;

7) прием на работу и/или возложение обязанностей главного бухгалтера, внесение изменений в документы.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВАНИЯ УВОЛЬНЕНИЯ

Трудовой договор (контракт) с работником прекращается по основаниям, установленным ст. 35 ТК:

1) соглашение сторон (ст. 37 ТК);

2) истечение срока трудового договора (п. 2 и 3 ст. 17 ТК), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора по собственному желанию (ст. 40 ТК), или по требованию работника (ст. 41 ТК), или по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК);

4) перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность;

5) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации;

6) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 44 ТК);

7) расторжение трудового договора с предварительным испытанием (ст. 29 ТК).

В соответствии со ст. 47 ТК трудовой договор с главным бухгалтером может быть также прекращен в случаях однократного грубого нарушения им трудовых обязанностей, а также при совершении виновных действий при непосредственном обслуживании денежных и материальных ценностей, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя.

При контрактной форме трудовых отношений Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями предусмотрены дополнительные основания досрочного расторжения контракта.



[1] См.: ст. 7, 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» с последующими изменениями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (136), май 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.