№ 12, декабрь 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Особенности регулирования труда государственных служащих

Рубрика «Трудовое законодательство»

К.И. Кеник, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь

Среди работающих граждан значительное количество составляют работники государственных органов — государственные служащие.

Государственные служащие являются особой категорией работников. Их особенность определяется спецификой деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Государственные служащие выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов граждан и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. Это влечет предъявление к государственным служащим повышенных требований и установление определенных ограничений, а также предоставление льгот и гарантий в качестве компенсации за особые требования и ограничения.

Государственные служащие как особая категория работников имеют специфические права и обязанности, на них распространяется особый порядок назначения на должность и освобождения от должности, для них предусмотрены дополнительные материальные и социальные гарантии.

Правовое положение государственных служащих определяется Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями (далее — Закон о государственной службе). Закон о государственной службе устанавливает правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих, порядок прохождения государственной службы. Приняты и действуют другие нормативные правовые акты, которые регулируют отношения на государственной службе, например, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» с последующими изменениями, Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими[1] (далее — Положение) и др.

Перечисленные выше нормативные правовые акты — это специальные акты, регулиру­ющие отношения государственной службы. Однако на государственных служащих, которые поступают на работу и становятся работниками (служащими), распространяется также законодательство о труде.

Пункт 2 ст. 1 Закона о государственной службе предусматривает, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные указанным Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.

Государственная служба — это вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе трудового договора (контракта), где работником является государственный служащий, а нанимателем — государственный орган.



[1] 1 Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1271 с последующими изменениями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (155), декабрь 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.