№ 8, август 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

В.Э. Самосейко, юрист

Открылось предприятие с небольшой численностью штата. Проводить вводный инструктаж может либо директор, либо инженер по охране труда, либо работник, на которого возложена данная обязанность. Директор временно отсутствует, право подписания всех документов приказом предоставлено заместителю директора, у которого отсутствует удостоверение по охране труда[1]. Возможно ли заключить договор возмездного оказания услуг с обученным человеком, не состоящим в штате предприятия, прописав выполняемые работы по охране труда (согласование инструкций, проведение вводного инструктажа)? Можно ли приказом возложить на него обязанности по организации охраны труда на предприятии? Каким образом он должен согласовывать и подписывать все необходимые документы (в приказах, инструкциях и т.д.)? Этот вариант временный, т.к. инженер по охране труда находится на обучении и на сегодняшний день не имеет права организации работы по охране труда.

Действующее законодательство об охране труда позволяет привлекать сторонних специалистов на договорных основаниях только для оказания отдельных услуг (выполнения работ) в сфере охраны труда.

Так, согласно ч. 3 ст. 227 Трудового кодекса Республики Беларусь, п. 23 Типового положения о службе охраны труда организации[2] (далее — Типовое положение) работодатель может привлечь для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. Для этого заключается договор со специализированной организацией или специалистом (например, с Республиканским центром охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.) на оказание консалтинговых услуг по разработке и созданию системы управления охраной труда в соответствии с СТБ или на разработку нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, методических материалов и рекомендаций по тематике охраны труда; на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и т.д.

Также в соответствии с договором между двумя и более предприятиями либо на основе распоряжения вышестоящей организации может создаваться общая для нескольких родственных по направлениям деятельности предприятий служба охраны труда согласно ч. 2 подп. 1.11 п. 1 Нормативов численности специалистов по охране труда на предприятиях[3], п. 22 Типового положения.

Вместе с общей службой охраны труда в каждой организации создается своя собственная служба охраны труда или вводится штатный специалист (т.е. работник (физическое лицо, работающее по трудовому договору) данной организации), на которого возложена обязанность по охране труда, что следует из ч. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда», ч. 1 ст. 227 ТК, ч. 1 п. 9 Межотраслевых общих правил по охране труда[4], п. 4 Типового положения.

То есть возложить ответственность по охране труда возможно только на работника данной организации. Это косвенно подтверждается и тем, что вводный инструктаж даже в микроорганизации должен проводить работник организации, а именно ее руководитель согласно ч. 2 п. 47 Инструкции.

Необходимо отметить, что 24 июля 2013 г. официально опубликован Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда», которым изложен в новой редакции Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда», согласно которому допускается возможность привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Данный Закон вступает в силу 25 января 2014 г.

 



[1] 6 Установленное по форме согласно приложению 2 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 с последующими изменениями (далее — Инструкция).

[2] 7 Утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 82 с последующими изменениями.

[3] Утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 июля 1999 г. № 94.

[4] 9 Утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 с последующими изменениями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (151), август 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.