№ 9, сентябрь 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Все нюансы подготовки должностной инструкции: подробный анализ структуры и текста, примеры, рекомендации

Рубрика «Делопроизводство»

Н.С. Колесень, специалист по кадрам

Вопрос подготовки должностных инструкций всесторонне урегулирован законодательством. Кроме того, данной теме посвящено большое количество литературы, готовые шаблоны должностных инструкций можно без труда найти в любой правовой базе, в глобальной сети Интернет, печатных изданиях. Вместе с тем при подготовке вышеназванного документа на практике зачастую возникают различного рода вопросы.

Вашему вниманию предлагается подробный анализ каждой составляющей должностной инструкции с примерами написания отдельных ее положений, при этом все приведенные доводы будут содержать ссылку на законодательство.

Нормативными правовыми актами, касающимися порядка подготовки должностных инструкций, являются:

  • Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих[1] (далее — Общие положения ЕКСД);
  • выпуски Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее — ЕКСД).
  • ЕКСД обязателен к применению в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте) согласно ч. 2 п. 1 Общих положений ЕКСД;
  • Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях[2]  (далее — Инструкция по делопроизводству).

При написании должностной инструкции следует помнить, что этот документ является локальным нормативным правовым актом организации. В этой связи необходимо обратить  внимание на его оформление.

При оформлении следует использовать Инструкцию по делопроизводству, которая устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в государственных органах, иных организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, что определено в п. 2 указанной Инструкции.

За основу предлагаем брать унифицированную форму должностной инструкции, рекомендуемую для применения в деятельности организаций всех организационно-пра­во­вых форм, которая содержится в Унифицированной системе организационно-распо­рядительной документации[3] (далее — УСОРД).

Унифицированная форма должностной инструкции содержит обязательные реквизиты и структуру текста документа.

Обязательные реквизиты и текст должностной инструкции следует размещать в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству.

Обязательными реквизитами являются код по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь 010-95 «Унифицированные документы»[4], реквизиты «Гриф утверждения», «Наименование организации», «Название вида документа», «Дата» и «Регистрационный индекс», «Место составления», «Заголовок к тексту», «Подпись», «Визы».



[1] 1 Утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 с последующими изменениями.

[2] 2 Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 с последующими изменениями.

[3] 3 Утверждена приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25 с последующими изменениями.

[4] 4 Утвержден постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 29 сентября 1995 г. № 10 с последующими изменениями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (152), сентябрь 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.