№ 10, октябрь 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Социальный пакет: правовая природа

Рубрика «Социальная защита»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

Нередко в объявлениях о приеме на работу, а также при собеседовании нанимателя (его представителей) с претендентами на вакантные должности (рабочие места) можно встретить информацию о предоставлении работникам «социального пакета» или даже «полного социального пакета» с указанием одного-двух составляющих этого пакета, например оказание помощи в строительстве жилья, санаторно-курортном оздоровлении.

В то же время многие работники знают о социальном пакете лишь понаслышке и испытывают горечь и недоумение оттого, что в их организации такого нет, либо от завышенного ожидания обещанного.

Не задумываются особо о правовой природе социального пакета и отдельные наниматели, готовые ради «заполучения» грамотного, высококвалифицированного специалиста наобещать кандидату «воз и маленькую тележку» льгот и гарантий.

Рассмотрим отдельные вопросы, имеющие отношение к социальному пакету, более подробно, в т.ч. с привлечением зарубежного опыта.

Заявленная тема представляется тем более актуальной, что ее отдельные вопросы находят закрепление на уровне правительственных и иных решений. Достаточно обратиться к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 267 «О Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года» с последующими изменениями, согласно которому планируется создать условия для активного вовлечения в реализацию государственной жилищной политики организаций и профсоюзов, предполагающие включение в «социальный пакет» мер прямой поддержки работников при улучшении ими жилищных условий.

Нельзя не отметить, что ссылка на «социальный пакет» в приведенном фрагменте постановления Совета Министров Республики Беларусь сделана как ссылка на само собой разумеющийся механизм, инструментарий, который всем понятен.

Между тем понятие «социальный пакет» в национальном законодательстве о труде не определено. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в письме от 21 октября 2011 г. № 09-01-17/5555п «О социальном пакете» (далее — письмо от 21 октября 2011 г.) определяет социальный пакет как совокупность трудовых и социальных гарантий (особо отметим, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями письмо не является нормативным правовым актом).

При этом следует иметь в виду, что отдельные гарантии предоставляются работнику в силу положений законодательства.

Отметим из этой категории следующие гарантии:

  • гарантии основных прав работников (ст. 11 Трудового кодекса Республики Беларусь);
  • гарантии при служебных командировках (ст. 95 ТК);
  • гарантии для работников, избранных на выборные должности в государственные органы (ст. 100 ТК);
  • гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей (ст. 101 ТК);
  • гарантии для работников при повышении квалификации, переподготовке, профессиональной подготовке и стажировке по направлению нанимателя (ст. 102 ТК);
  • гарантии для работников, направляемых на медицинский осмотр и медицинское обследование в государственные организации здравоохранения (ст. 103 ТК);
  • гарантии для работников, являющихся донорами (ст. 104 ТК);
  • гарантии для работников-изобретателей и рационализаторов (ст. 105 ТК);
  • гарантии на предоставление перерывов для отдыха и питания (ст. 134 ТК), дополнительных специальных перерывов (для работников, выполняющих работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, а также отдельные виды работ) (ст. 135 ТК), а также выходных дней (ст. 136 ТК);
  • гарантии на предоставление ежегодных оплачиваемых основных отпусков (ст. 150, 153–155 ТК);
  • гарантии на предоставление дополнительных отпусков, в частности за ненормированный рабочий день (ст. 1181, 158 ТК), за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы (ст. 157 ТК);
  • гарантии на предоставление социальных отпусков (по беременности и родам; по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; кратковременного отпуска без сохранения заработной платы) (ст. 183–185, 189 ТК);
  • гарантии права работников на охрану труда (ст. 222, 223 ТК);
  • гарантии на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 224 ТК).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (165), октябрь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.