№ 11, ноябрь 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!
  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Антикоррупционный статус работников организаций, входящих в состав холдингов

Рубрика «Обсуждаем вопрос»

Р.В. Киеня, начальник отдела комплексных ревизий и координации работ по профилактике и предупреждению коррупционных проявлений контрольно-ревизионного управления Министерства промышленности Республики Беларусь

На начало 2014 г. в уставном фонде открытого акционерного общества (далее — ОАО) доля государственной собственности составляла 100 %, а работники ОАО, выполнявшие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, подписали обязательство государственного должностного лица по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» с последующими изменениями (далее — Закон о борьбе с коррупцией). В августе 2014 г. ОАО было зарегистрировано Министерством экономики Республики Беларусь в качестве участника холдинга на правах дочерней компании. Сохранили ли работники ОАО, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, статус государственного должностного лица после включения общества в состав холдинга и обязаны ли эти работники соблюдать ограничения, установленные ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией?

Правовой статус холдингов определен Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» с последующими изменениями (далее — Указ № 660).

Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 660 холдингом является объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором одно из юридических лиц — коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами — участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:

  • владения 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
  • управления деятельностью дочерних компаний холдинга — унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами, а также учреждений, созданных управляющей компанией холдинга;
  • договора доверительного управления 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
  • иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга.

Как правило, холдинг с участием акционерных обществ, акции которых полностью или частично принадлежат государству, создается путем внесения принадлежащих государству акций (всех или их части) нескольких акционерных обществ (будущих дочерних компаний холдинга) в качестве неденежного вклада в уставный фонд акционерного общества — будущей управляющей компании холдинга.

Холдинг не является юридическим лицом.

В соответствии с п. 3, 4 ст. 214 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), ст. 31 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями (далее — Закон о хозяйственных обществах) имущество, переданное учредителями (участниками) акционерного общества в виде вкладов в уставный фонд общества, является собственностью акционерного общества.

При таких обстоятельствах:

  • государство утрачивает право собственности на акции будущей дочерней компании холдинга, переданные в виде неденежного вклада в уставный фонд будущей управляющей компании холдинга;
  • акции будущей дочерней компании холдинга и соответствующая им доля в ее уставном фонде переходят из собственности государства в негосударственную собственность будущей управляющей компании холдинга (при этом доля государства в уставном фонде будущей управляющей компании холдинга значения не имеет и может составлять 100 %).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (166), ноябрь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.