№ 11, ноябрь 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях

Рубрика «Социальная защита»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

Дело с таким названием было рассмотрено Конституционным Судом Республики Беларусь (далее — Конституционный Суд) 18 сентября 2014 г.[1]

Производство по делу было возбуждено на основании поступившего в Конституционный Суд обращения гражданки Г., в котором заявительница указала на правовую неопределенность, складывающуюся при применении норм Трудового кодекса Республики Беларусь, использующих понятие «одинокая мать» и устанавливающих для этой категории женщин гарантии при заключении и прекращении с ними трудового договора.

В обращении гражданка Г., в частности, указала, что в суде рассматривалось дело о  незаключении с ней трудового договора. В обоснование исковых требований она ссылалась на норму ч. 1 ст. 268 ТК, в соответствии с которой запрещается отказывать в заключении трудового договора одиноким матерям по мотивам, связанным с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет).

Как отметила заявительница, она разведена и воспитывает двоих несовершеннолетних детей, одному из которых еще нет четырнадцати лет. Отец детей помощи в их воспитании и содержании не оказывает. Однако в иске судом ей было отказано на том основании, что, по мнению суда, заявительница не относится к категории одиноких матерей, поскольку дети были рождены в браке.

Не соглашаясь с такой правоприменительной практикой, заявительница считала, что может претендовать на предусмотренные Трудовым кодексом гарантии для одиноких матерей. Свое мнение она обосновывала возможностью соответствующего толкования понятия «одинокая мать», поскольку в Трудовом кодексе отсутствует его определение, а также предназначением названных гарантий, имеющим целью поддержку неполных семей, в которых материальное обеспечение детей осуществляется фактически только одним родителем.

 В описательной части решения, принятого по делу, Конституционный Суд обратил внимание прежде всего на нормы Конституции Республики Беларусь и Трудового кодекса, касающиеся обозначенной проблемы.

Так, согласно ч. 1 ст. 32 Конституции брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Данное конституционное положение нашло развитие в иных законодательных положениях, в частности в нормах Трудового кодекса об особенностях заключения и прекращения трудового договора с одинокими матерями.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 ТК, которая запрещает необоснованный отказ отдельным гражданам в заключении трудового договора, такая гарантия установлена законодателем наряду с женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, также для одиноких матерей, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет).

В силу ч. 1, 2 ст. 268 ТК запрещается отказывать в заключении трудового договора и снижать заработную плату одиноким матерям по мотивам, связанным с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет). При отказе в заключении трудового договора указанной категории женщин наниматель обязан сообщить им мотивы в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Согласно ч. 3 ст. 268 ТК не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов — до восемнадцати лет), кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным п. 2, 4, 5, 7–9 ст. 42 и ст. 47 ТК.



[1] См. решение Конституционного Суда от 18 сентября 2014 г. № Р-946/2014 (далее — решение от 18 сентября 2014 г.).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (166), ноябрь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.