№ 3, март 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Раненый тигр временно поработает котиком

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Марина ШОРЕЦ

Упал. Очнулся… и остался лежать 

Давно известно, что бывшие предприниматели или владельцы бизнеса не являются теми работниками, которых компания рада видеть безусловно. Им в вину ставятся слабая управляемость, привычка к принятию собственных решений и нежелание согласовывать свои действия с генеральным. Уже на первом интервью «бывшие» демонстрируют не всегда нужную на вакансии самостоятельность и самоуверенность. Что же заставляет человека, способного придумать проект и реализовать его (хоть и с разной степенью успешности) искать работу по найму? Почему он ушел из «большого бизнеса» и сможем ли мы его «эффективно использовать»?

Случай из практики

Предприниматель с очень успешным опытом создания и развития компании потерял бизнес. Банкротство, долги, суды больше года… С тех пор прошло 7 лет, в течение которых он работает топ-менеджером в больших компаниях. Зарплата отличная, задачи интересные, но… «Когда я заметил, что бизнес пошел не туда, начал предлагать собственнику свое видение ситуации. Он мои идеи, скажем так, не принял. В настоящий момент я самоустранился и наблюдаю, куда все идет».

Причину перехода из собственников в наемники объясняет так: «Из моих партнеров никто не оправился, кто-то вообще в деревню уехал, к природе. Это действительно был очень большой стресс, я только сейчас понимаю, что даже не пережил как следует ту ситуацию, предпочел забыть».

Потерю бизнеса для современного мужчины можно сравнить с проигрышем в войне. Пережить сложно, ведь это не только большой удар по самолюбию, но реальная угроза витальности, ощущение собственного бессилия и отсутствия контроля. Тут есть два выхода: принять ситуацию как обучающую и переработать в бесценный опыт. А можно расценить как поражение и уйти в глухую эмоциональную защиту.

Чтобы сделать следующий шаг в правильном направлении, необходимо тщательно проанализировать все свои победы и особенно поражения, т.е. «включить» рефлексивный способ мышления, крайне необходимый в кризисных ситуациях. Как это произошло? Что я сделал неверно? Где ошибся? Такой анализ помогает двигаться вперед. А вот самообман, обвинение партнеров или ситуации приводят в тупик. Наш герой имел способности и энергию для генерации и реализации собственных идей. Поэтому на вакансии «реализатор чужих задумок» будет неэффективен.

Нет, бизнес — это не реабилитационный санаторий, где раненый тигр может временно поработать котиком. Можешь делать свой бизнес — делай. Сходи к психологу, укрепись духом и не мешай работать рекрутерам. Мы не возьмем тебя на работу.

Прозаседавшиеся

Руководитель отдела продаж. Стаж работы в должности — 15 лет. Стаж работы в одной сфере — 15 лет. Стаж работы в одной компании — 15 лет. На протяжении всего этого времени компания делала одно и то же, новых «будоражащих ум» проектов не начинала — у собственника для творчества были другие бизнесы, а для адреналина были горные лыжи. Начальнику отдела продаж давно стало скучно, однако она ничего не предпринимала и даже не хотела «больше зарабатывать».

Уверена, если бы она искала новую работу, то просматривала эту же должность в этой же сфере.

Сотрудников, которые годами сидят на одном месте, трудно с этого места сдвинуть. В конце концов они так привыкают жить без перемен, что успешно душат любые изменения в зародыше. Их стабильность равна стагнации.

Такие кандидаты не претендуют на более высокие должности, они предлагают себя на должности точно по размеру. Доверчивый рекрутер может опрометчиво закрыть ими «амбразуру» вакансии и обеспечить компании 15 лет тихого, стабильного и незаметного падения. Потому не развиваемся — значит деградируем.

Простите, но мы не возьмем вас на работу.

Педагог со стажем

 

Большой опыт в бюджетной организации. Управленческие компетенции. Участие в международных проектах. Список дополнительных семинаров — огромный. Список реализуемых задач — еще больше. И в какой-то момент у бюджетника появляется желание зарабатывать больше. Куда пойти? В бизнес.

При анализе такого резюме мы делаем вывод о переквалификации по компетенциям. Но стоит ли начинать с нуля? Деньги не могут быть единственным аргументом в выборе жизненного пути.

Случай из практики

Специалист высокого уровня, организатор международных педагогических конференций, с опытом проведения тренингов для детей, подростков, родителей. Резюме на две страницы, где каждая строчка заслуживает уважения. Кандидат на вакансию «тренинг-менеджер».

Тренинг-менеджер — это низовой персонал, который имеет статус в компании, обусловленный только родом занятий: обучает новых сотрудников, за что те ему сильно благодарны. Однако тренинг-менеджер не влияет на стратегию компании, не является ключевой фигурой в бизнесе и не вхож на совещания менеджмента. Право голоса — совещательное, но не решающее. И мы отказываем в работе педагогу со стажем. Тот, кто может организовать международную конференцию на триста человек, должен заниматься работой своего масштаба.

Рожденному летать иногда кажется, что ползать гораздо удобнее. Он заверяет вас в том, что готов «ползать», и в качестве доказательства красиво «проползает» несколько метров. Но не верьте ему, этому кандидату с избыточной квалификацией, не давайте ему возможности довольствоваться малым. В конце концов, если вы скажете ему: «Я верю — ты сможешь!», он хотя бы попробует взмахнуть своими крыльями. И даже, может быть, полетит. В крайнем случае — дайте ему мой телефон.

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 3 (158), март 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.