№ 4, апрель 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Увольнение в связи с совершением аморального проступка

Рубрика «Трудовое законодательство»

Н.С. Минько, кандидат юридических наук, доцент

В силу предписания п. 3 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь работник, выполняющий воспитательные функции, может быть уволен за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Такого рода основание увольнения работника по инициативе нанимателя применяется лишь к определенным категориям работников с учетом содержания их трудового договора, поэтому нанимателям необходимо соблюдать установленные законом условия и порядок увольнения по данному основанию с предоставлением подтверждающих доказательств. Специальным субъектом рассматриваемых правоотношений выступают педагогические работники, выполняющие воспитательные функции и реализующие содержание программ воспитания. Увольнение по данному основанию может быть применено только к работникам, одной из основных (или основной) функцией которых является воспитание.

Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании) воспитание — это целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося.

От работников, выполняющих воспитательные функции, требуются высокий профессионализм, ответственность, безупречные моральные качества.

Согласно ст. 18 Кодекса об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Лица, осваивающие программы воспитания, являются воспитанниками (дети, молодежь, взрослые).

В соответствии с п. 2 ст. 50 Кодекса об образовании педагогические работники, педагогическая деятельность которых направлена на реализацию содержания образовательных программ высшего образования, образовательных программ дополнительного образования взрослых, руководство образовательной деятельностью учреждения высшего образования, академии последипломного образования, института повышения квалификации и переподготовки, института развития образования, относятся к профессорско-преподавательскому составу. Педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава включает в себя учебную, воспитательную и учебно-методическую работу.

Как следует из п. 4 ст. 290 Кодекса об образовании, основными требованиями к организации воспитательного процесса являются:

  • обеспечение реализации программ воспитания;
  • реализация системности и единства педагогических требований;
  • соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам;
  • реализация личностно-ориентированного подхода;
  • создание условий для развития творческих способностей воспитанников, вовлечения их в разные виды социально значимой деятельности;
  • профилактика противоправного поведения воспитанников;
  • педагогическая поддержка детских, молодежных и иных общественных объединений;
  • охрана жизни и здоровья воспитанников;
  • соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Воспитательный процесс охватывает деятельность учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, по реализации программ воспитания.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (159), апрель 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.