№ 8, август 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

ПОЛИГРАФ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И НЮАНСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАДРОВОЙ СФЕРЕ

Рубрика «Круглый стол»

И.А. Архипов, эксперт-полиграфолог ООО «Лаборатория Архипова», кандидат психологических наук

Сегодня не составляет труда, используя ресурсы Интернета, найти предложения по изготовлению любых дипломов. Вот дословный текст предложения одного из сайтов: «Нужен диплом о высшем образовании в кратчайшие сроки? Нет проблем! Изготовим на заказ дипломы вузов и техникумов. Быстро, недорого, оперативно. Также есть возможность сделать полностью проведенный диплом в вузе».

Можно только догадываться, сколько таких «дипломированных специалистов» бродит сейчас по рынку труда. По данным литературных источников, в России (да простят меня наши российские друзья) их число достигает 200 000. Понятно, какое значение, с точки зрения кадровой безопасности и надежности персонала, имеют кандидаты на работу или действующие сотрудники с такими «дипломами».

Как же узнать, действительно ли человек получил то образование, которое подтверждает предъявляемый им диплом, а не купил его в подворотне?

Конечно, можно провести исследование соответствующих архивов и официальных баз данных или просто поехать в учебное заведение (хорошо, если оно в том же регионе) и провести сверку с реестром выданных дипломов. Однако очевидно, что практически это осуществить далеко не просто, да и недешево, а если подобную процедуру сделать обязательной для всех принимаемых на работу, то, скорее всего, и невозможно. К тому же мошенники предлагают услуги по искажению и подтасовке всех этих базовых источников информации. Так что нужны другие — быстрые, недорогие и, главное, высоконадежные способы ее проверки. И такие способы есть. Достаточно надежный способ установить истину — использовать полиграф.

 Несколько слов о принципе работы полиграфа

Естественнонаучной основой использования полиграфа служит так называемый психофизиологический феномен, суть которого можно изложить следующим образом: внешний стимул (задаваемый вопрос, предъявляемый предмет, образец, фотография и т.д.), несущий человеку информацию о событии, запечатленном в его сознании, памяти и являющемся значимым в ситуации проводимого обследования, устойчиво вызывает физиологическую реакцию, превышающую реакции на аналогичные стимулы в тех же условиях, но не связанные с данным событием, т.е. не несущие ситуационно-значимой информации.

С учетом изложенного, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, поскольку проверка на полиграфе нацелена на информацию, хранящуюся в памяти человека, данный метод не может использоваться для прогнозирования действий человека в будущем (ответ некоторым заказчикам, которые нередко просят полиграфолога определить, будет нанимаемый работник, например, воровать или нет).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (163), август 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.