№ 12, декабрь 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Альтернативная служба и законодательство о труде: есть ли общее?

Рубрика «Комментарий»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

4 июня 2015 г. наша законодательная база пополнилась законом, которого ожидали более двадцати лет. Речь, конечно же, идет о Законе Республики Беларусь «Об альтернативной службе» (далее — Закон об альтернативной службе). Указанный Закон подписан Президентом Республики Беларусь 04.06.2015 и за исключением отдельных норм вступит в силу 01.07.2016.

Принятие Закона об альтернативной службе обусловлено необходимостью реализации положений ст. 57 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция), в силу которой защита Республики Беларусь является обязанностью и священным долгом гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

Более 20 лет понадобилось законодателю на реализацию конституционного положения в части замены воинской службы на альтернативную службу.

Отсюда — всплеск интереса к законодательным положениям со стороны не только специалистов, но и рядовых граждан. Тем более что отдельные вопросы не должны и не могут быть безразличны организациям и гражданам, которые в силу оговоренных в Законе об альтернативной службе обстоятельств могут оказаться непосредственными участниками соответствующих отношений.

Что понимается под альтернативной службой?

Ответ на вопрос содержится в ст. 1 Закона об альтернативной службе, согласно которой альтернативная служба представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь (далее — граждане) взамен воинской службы.

Альтернативная служба не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.

Вместе с тем следует иметь в виду, что вопрос о правовой природе альтернативной службы далеко не прост.

От избранной законодателем модели правового регулирования зависит прежде всего содержательная наполняемость норм, их отраслевая принадлежность, предоставление социальных гарантий и компенсаций.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (179), декабрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.