№ 4, апрель 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

«Чемпион неформального обучения»

Рубрика «Секреты управления персоналом»

В двадцать первом веке не сто лет, как в двадцатом, а двадцать тысяч.

Рэймонд Курцвейл «Сингулярность уже близко»

 

Не знаю, как остальные, но я очень люблю метафоры. Очередная, под руку попавшаяся метафора не только вдохновила меня на разработку новой темы в журнале, но также и сподвигла на знакомство с известным человеком. Однако по порядку. Большинство людей пользуются общественным транспортом, например, автобусом, который, как правило, ездит по маршруту. Пассажиры, находящиеся в нем, не могут изменить маршрут движения автобуса, впрочем, как показывает жизнь, они к этому и не стремятся, их, в общем-то, все устраивает (кроме разве что случающейся время от времени толкотни). Итак, движение по маршруту в автобусе — это «формальное обучение». А теперь представьте, что у вас под рукой велосипед. Вы выбираете маршрут самостоятельно. Об этом даже спел великий Фредди Меркьюри из группы Queen в песне Bicycle Race (I want to ride my bicycle, I want to ride it where I like)[1]. Не правда ли, подобный процесс приносит гораздо больше удовольствия (и для здоровья неплохо)? Езда на велосипеде — это «неформальное обучение». Такое образное сравнение двух видов обучения предложил американец Джей КРОСС (Jay CROSS), изобретатель понятия e-learning, автор книги «Неформальное обучение: Естественный путь к профессиональному росту и развитию инновационного мышления» (Informal Learning: Rediscovering the Natural Pathways That Inspire Innovation and Performance). Он любезно согласился ответить на несколько моих вопросов.

Валерий Кичкаев: Джей, в медиа вас величают не иначе как «Чемпион неформального обучения». Почему?

Джей Кросс: Сложно сказать. (Смеется.) Возможно, потому что в 2007 году я написал книгу по неформальному обучению. Кроме книги, я являюсь автором приблизительно сотни статей на эту тему, которые были опубликованы в различных журналах и Интернете. О неформальном обучении я делал презентации на бесчисленном количестве конференций.

В.К.: Есть результат?

Д.К.: Думаю, что да. Годы борьбы — и, на мой взгляд, неформальное обучение теперь кое-что значит, во всяком случае, для тех, кто отвечает за корпоративное обучение в компаниях.

В.К.: Какое определение вы могли бы дать «неформальному обучению»?

Д.К.: Это естественный способ получения человеком опыта. Еще его называют Pull Learning[2]. Обучающий сам выбирает чему и как обучаться. Это, кстати, основной способ, которым люди учатся выполнять свою работу. Люди приобретают навыки, которые они используют в работе, неформально — общаясь и наблюдая за другими, методом проб и ошибок, или просто общаясь с более опытными коллегами. На формальное обучение и воркшопы приходится всего от 5 до 20 % от того, что люди получают из практической работы и коммуникаций.

 В.К.: Вы являетесь автором фундаментального труда по неформальному обучению. Какова основная идея книги?

Д.К.: Неформальное обучение — оно везде, но мы его зачастую не замечаем. Книга дает примеры, как люди могут распознать неформальное обучение, и предлагает пути, как его можно использовать эффективнее.

В.К.: Мы все знаем, что в процессе обучения важна роль учителя, об этом еще говорили древние греки. Получается так, что в неформальном обучении роль учителя нивелируется?

Д.К.: В неформальном обучении роль учителя играет сам обучающийся — он сам себе учитель. А вообще, в основе любого формального обучения заложена идея, что с его помощью мы что-то исправляем, что тренинг — это некое лекарство. Эта идея устарела. 

В.К.: Почему в наши дни неформальному обучению стоит уделить особое внимание?

Д.К.: Существует несколько причин, почему неформальное обучение сейчас актуально. Окружающий мир очень быстро меняется, появляются новые знания и также быстро они устаревают. Поэтому на их формализацию и создание из них обучающего продукта нет времени. Процесс обучения встраивается в саму работу. Вы не идете и не едете куда-то на учебу — вы постоянно обучаетесь в процессе работы. Формальное обучение — это изобретение прошлого века, и оно было эффективным, когда мир был предсказуем, а в большинстве компаний царил командный стиль управления. Сегодня школа не готовит человека к жизни, тренинги не готовят человека к работе.

Также можно констатировать, что формальное обучение в принципе далеко не всегда эффективно. Обучающиеся просто многое забывают из того, чему их обучали. Сейчас это уже факт для тех, кто работает в T&D-департаментах — формальное обучение составляет лишь 10 % от обучения на рабочем месте, и если они хотят влиять на процесс развития компании, то должны каким-то образом задействовать остальные 90 %.

В.К.: Каким образом компании могут использовать возможности неформального обучения?

Д.К.: Ни одна современная компания не имеет шанса для выживания в современном мире, если она не задействует возможности неформального обучения. Мы неоднократно исследовали и опрашивали специалистов T&D не самых худших компаний. Приблизительно 75 % опрошенных заявили о том, что их корпоративные учебные программы не справляются с главной проблемой — подготовкой персонала для возникающих потребностей бизнеса. В век информационных технологий непрерывное обучение является единственным способом не отстать безнадежно от жизни.

Конечно, требуются изменения в корпоративной культуре, например, фокус на персонализацию обучения, на высокий уровень доверия, на сотрудничество и обмен знаниями, умениями и навыками — то, что я называю «работой вслух». При этом важна роль топ-менеджмента. Необходимо доверять персоналу и давать возможность людям брать на себя ответственность в принятии решений.

В.К.: Что необходимо сделать компаниям, чтобы неформальное обучение приносило пользу?

Д.К.: Необходимо создать пространство для обучения (Learning Environment), которое я называю Workscape. Другие называют это Обучающей Экосистемой (Learning Ecosystem). Я предпочитаю говорить о Workscape, чтобы подчеркнуть именно рабочий аспект, — это обучение в рамках работы.

Мой совет компаниям — перестаньте думать об обучении как о процессе, отделенном от работы. В «век знаний» происходит конвергенция между обучением и работой.

В.К.: Как Workscape сделать качественным?

Д.К.: Для начала нужно узаконить неформальное обучение в компании. Необходимо осознать, что обучение — это работа, а работа — обучение. Создайте атмосферу доверия, сотрудничества и коммуникаций с каждым. Минимизируйте препятствия для обсуждений, в том числе, что касается времени и пространства. Будьте терпимыми, подбадривайте работников, даже если эксперименты и действия были не совсем удачными. С уважением и пониманием относитесь к противоположным мнениям. Учите персонал, как правильно учиться. Используйте Интернет максимально, стремитесь к инновациям во всем.



[1] В переводе с английского: Я хочу гонять на своем велике, я хочу гонять на нем, где люблю.

[2] В области обучения (и не только обучения) существуют две стратегии. Так называемое Push Learning (Толкающее обучение), которое используется для специалистов без опыта. Им предлагают определенные программы, в рамках которых они и обучаются. Другая стратегия — Pull Learning (Тянущее обучение) — используется опытными специалистами, которые сами выбирают из репозитория знания, которые им необходимы для развития и работы. 

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 4 (171), апрель 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.