№ 7, июль 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Наши идеи — добрые дела

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Евгения КРЫМСКАЯ

Мы познакомились с Ольгой МОРОЗ на HR-meeting «Опыт компаний по найму людей с инвалидностью», который прошел в рамках Недели Доступности, инициатор — «Офис по правам людей с инвалидностью». Выступление Ольги произвело на нас впечатление, и мы решили подготовить интервью, в котором она рассказала о проекте, реализованном Институтом ИТ и бизнес-администрирования СП ЗАО «Международный деловой альянс».

«Секреты управления персоналом»»: Ольга, как вы пришли в компанию, чем занимаетесь?

Ольга Мороз: Я начальник отдела маркетинга Института ИТ и бизнес-администрирования. Пришла в компанию в 2011 году ведущим специалистом по маркетингу. Кроме маркетинга я занимаюсь продвижением услуг по обучению в Беларуси и странах СНГ, реализацией новых технологий, идей и проектов, в том числе корпоративных социальных проектов, а также интернет-маркетингом, развитием нашего сайта.

«СУПер»: Расскажите немного об истории Института ИТ и бизнес-администрирования. В каких взаимоотношениях он находится сегодня с компанией IBA, кого и чему обучает?

О.М.: Мы дочерняя компания IBA, на рынке уже 13 лет. На момент открытия в 2002 году это был Учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области современных информационных технологий СП ЗАО «Международный деловой альянс». В прошлом году по решению Министерства образования нам была выдана лицензия и аккредитация как институту, что дает возможность предлагать программы переподготовки и выдавать дипломы государственного образца. Это большой шаг, и мы являемся, наверное, единственным в Беларуси частным институтом переподготовки, который имеет такое право. Мы обучаем не только сотрудников IBA, есть опыт работы на рынках Казахстана, России, Украины. В 2014 году наш тренер впервые провел курс в Норвегии. И, конечно, дистанционное обучение, которое охватывает гораздо больше стран. Основным нашим направлением являются, безусловно, информационные технологии — обучение IT-специалистов по вендорам и сертификация. Второе направление — обучение иностранным языкам. Сейчас мы активно развиваем бизнес-обучение по управлению проектами. И, конечно, переподготовка. В основном мы работаем на рынке b2b, потому что курсы достаточно специфические и нужны тем, у кого внедряется тот или иной продукт на предприятии или компании, но также предлагаем курсы и для физических лиц.

«СУПер»: Кто ваши тренеры?

О.М.: В штате у нас всего лишь 10 % тренеров, остальные — это специалисты из других компаний, которых мы уже презентовали вендорам как тренеров. Мы сотрудничаем не только с IBA, но и с компаниями ЕPAM, «АтлантКонсалт», Velcom, Wargaming. Это наша политика — тренер должен быть практиком. Он обязан ответить на вопрос слушателя, который работает в банке или на производстве, с практической точки зрения.

«СУПер»: В вашем портфолио есть проект, созвучный теме номера. Как принималось решение создать группу из людей с ограниченными возможностями и провести обучение?

О.М.: Идея проекта возникла с момента моего прихода на работу, в 2011 году, но по многим причинам мы не могли осуществить его должным образом. И только в 2014 году удалось его реализовать. Руководство поддержало мою идею. Почему? Я открыла сайт РАБОТА.TUT.BY и сайт по поиску работы в Москве, посмотрела, какие вакансии предлагаются для людей с ограниченными возможностями. И оказалось, что достаточно большое количество вакансий — это область IТ. Так как у нас есть хороший опыт на рынке по обучению в сфере IТ, есть тренеры, мы решили сделать проект — обучить людей с ограниченными возможностями основам системного администрирования, чтобы в дальнейшем они могли работать системными администраторами (в том числе удаленно), сетевыми инженерами. Решение было принято, и проект, на мой взгляд, успешно реализован.

«СУПер»: То есть проект не был пунктом политики компании IBA в области КСО?

О.М.: Изначально идея была добрым делом, желанием обратить внимание людей на проблему. Но потом, не буду лукавить, во время реализации проекта одной из задач был PR, промоушн нашего института. Я хочу отметить, насколько позитивным было отношение всех сотрудников. Обучение проходило с января по август в два этапа: дистанционно (для тех, кто не мог приехать в класс) и в классе. Никто не смотрел на людей с ограниченными возможностями с жалостью, все считали их равными, потому что, несмотря на физические ограничения, умственные способности и возможности наших студентов были на высоком уровне. Мы обсуждали технические проблемы, их решения и после обучения пили чай с тортиком. Это огромный заряд положительных эмоций.

«СУПер»: Даже сейчас, когда вы вспоминаете, вы улыбаетесь, в вашем голосе много тепла. Расскажите, как происходил отбор.

О.М.: Единственным входным параметром было знание компьютера на уровне среднего и опытного пользователя. Мы анонсировали, что курс непростой, нацелен непосредственно на администрирование сетей, ремонт компьютеров. Информация размещалась на сайтах (портал Белорусского общества инвалидов, TUT.by), в печатной версии газеты «Вместе», работало сарафанное радио. Желающие заполняли регистрационную форму, затем вся коммуникация шла по электронной почте. Изначально зарегистрировались 180 человек, обучение закончили 120. Кто-то не подключился к курсу, кто-то передумал, были случаи, когда после первого подключения человек понимал, что это не его поле деятельности. Курс изначально был практическим, мы дали возможность всем студентам подключиться удаленно к нашему оборудованию и выполнять лабораторные. Это тоже повлияло на студентов: немотивированные ушли.

«СУПер»: Что получилось на выходе?

О.М.: Сертификаты мы выдали тем, кто выполнил задание, прошел тест. Если не справился, мы не смотрели на то, что человек с ограниченными возможностями, и сертификат не выдавали. Обучение прошли 120 человек, но я не могу сказать, что все готовы работать системными администраторами, поэтому мы приняли решение провести олимпиаду, чтобы выделить лучших. Полуфинал прошел удаленно, в финал вышли 10 человек, самых сильных, самых мотивированных. Задание финала было сложным, в качестве приза было обучение и сертификация по сложному международному курсу. Три победителя получили эту возможность, а в этом году мы предложили такое обучение еще одному финалисту. По результатам проекта 4 человека нашли работу. На мой взгляд, это успех.

«СУПер»: Это разовый проект или что-то подобное возможно и в дальнейшем?

О.М.: Сейчас есть мысли продолжить начатое, хотя изначально мы рассматривали только обучение. Но когда проект завершился, появились вопросы — что делать дальше, как трудоустроиться? Есть люди, которые, получив сертификат, сразу действуют, ищут что-то, а есть такие, которым нужно показать, рассказать, сделать инструкцию. И среди людей с ограниченными возможностями таких, наверное, большинство. Поэтому сейчас мы думаем над идеей проекта по созданию инструкции по трудоустройству людей с ограниченными возможностями: как хобби превратить в бизнес, как регистрировать ИП, как пройти собеседование и так далее.

«СУПер»: HR-специалисты компании принимали какое-то участие в проекте?

О.М.: Мы работаем в канве политики материнской компании, но по проектам сами принимаем решение. Проект охватил все подразделения института: и IT-подразделение, и маркетинг, и администрацию. Ректор нашего института с удовольствием общался и помогал слушателям. Что касается HR-специалистов, то здесь сотрудничество строится таким образом: все, кто прошел обучение, попадают в базы данных, и как только у компании возникает потребность в сотрудниках, мы получаем запрос.

«СУПер»: Кто-то из отечественных компаний заинтересовался теми, кто прошел обучение?

О.М.: Кроме организаций, которые занимаются вопросами людей с ограниченными возможностями, никто пока не проявил интереса. Есть запрос Посольства США: к нам обратились с просьбой поискать в базе данных веб-дизайнера. Отправили кандидата на рассмотрение. И мы рассматриваем возможность взять в штат студента нашего проекта. Все нюансы по обеспечению рабочего места МРЭК сейчас прорабатываются внутри компании.

«СУПер»: Что для себя вынесли из проекта?

О.М.: Я поддерживаю контакт и переписку, делаю рассылки, чтобы они понимали, что мы их помним. Мне очень приятно общаться, потому что это мотивированные люди, которые мотивируют тебя на что-то. Ты смотришь на свою жизнь по-другому, пересматриваешь свои цели, учишься ценить и радоваться тому, что есть сегодня. Это здорово!

«СУПер»: В чем особенность людей с ограниченными возможностями, в частности тех, которые у вас учились? Пытались в рамках проекта как-то проанализировать ситуацию?

О.М.: Хочу сказать о страхах. Когда мы набрали группу и нужно было общаться с каждым участником, появился страх — что говорить, как себя вести… Я боялась ранить не тем словом. На самом деле они обычные люди. Да, они хотят делать все идеально, требуют большего внимания. Есть и обозленные люди, но таких совсем немного.

«СУПер»: Были другие сложности с реализацией проекта?

О.М.: Мы столкнулись с проблемой: при распространении пресс-релиза многие СМИ расценивали это как пиар и просили плату за размещение, хотя в релизе было всего одно упоминание об организаторе. Если рассматривать в целом проблему людей с ограниченными возможностями, СМИ не всегда понимают, что такое социальный проект. И даже если его проводит бизнес, нужно идти навстречу. Хочу поблагодарить начальника отдела маркетинга портала TUT.by Анну Заяц за бесплатное размещение анонса нашего курса.

«СУПер»: Люди с ограниченными возможностями и IТ — в соседней России об этом сейчас говорят как о тренде. С чем это связано? С дефицитом специалистов? Или общество и корпоративный мир стали более социально ответственными?

О.М.: Я думаю, новое поколение — другое, более современное, и видит, что происходит в других странах, привозит сюда свои новые идеи, старается что-то менять в Беларуси, в том числе в социальных вопросах. А IT-сфера в наибольшей степени позволяет работать удаленно, по сделке, по проекту. И так как в приоритете сейчас интеллектуальные способности, то смотреть пристально на физические ограничения уже бессмысленно.

«СУПер»: Вы принимали участие в HR-meeting «Опыт компаний по найму людей с инвалидностью», который проводился в сотрудничестве с РАБОТА.TUT.BY. Каково ваше резюме в плане осознанности этой проблемы в Беларуси среди эйчаров?

О.М.: Очень полезный семинар. Я была удивлена тому, что у нас есть компании, где труд инвалидов составляет более 50 %. И они настроены брать на работу таких людей, но не могут их найти. Тогда возникла еще одна идея — создать базу резюме людей с ограниченными возможностями. С другой стороны, я ожидала большего количества эйчаров и расценила это как отказ прийти. Потому что если эйчары лидирующих компаний, банков, предприятий не будут показывать свои примеры в социальной сфере, то эффективность таких мероприятий будет меньше. 

 

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 7 (174), июль 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.