№ 1, январь 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Топ-5 самых важных изменений в законодательстве 2016 года

Рубрика «Что нового?»

Шевцов А.Д., Семенихина С.С., Солдатова-Толстова Т.А., Подгруша В.В., БТА "БЕЛТА"

24 января вступают в силу изменения в Трудовом кодексе Республики Беларусь

В соответствии с п. 5 ст. 47 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией»[1] (далее — Закон о борьбе с коррупцией) 24.01.2016 вступают в силу дополнения и изменения в ст. 27, 47 и 198 Трудового кодекса Республики Беларусь. Рассмотрим их более подробно.

Название ст. 27 ТК дополнено словами «или свойственников». Таким образом, с 24.01.2016 она будет иметь следующее название: «Ограничение совместной работы близких родственников или свойственников». Кто такие свойственники?

Согласно п. 51 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) свойственники — родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки супруга (супруги). Согласно п. 1 ст. 1 ЖК к близким родственникам кроме указанных лиц относятся и супруг (супруга).

Часть 1 ст. 27 ТК в новой редакции будет иметь следующее содержание: «Запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.».

Часть 2 данной статьи о том, что указанный запрет может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника, останется без изменений.

Статья 47 ТК дополнена п. 51, который конкретизирует состав нарушений и правонарушений, при наличии которых с работником, являющимся государственным должностным лицом, может быть прекращен трудовой договор. К незаконным действиям указанного работника относятся:

  • нарушение письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
  • совершение правонарушения, создающего условия для коррупции;
  • совершение коррупционного правонарушения.

В статье 17 Закона о борьбе с коррупцией указываются ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц.  

Пункт 3 ч. 1 ст. 198 ТК дополнен новой мерой дисциплинарного взыскания, которую наниматель может применить к работнику за совершение дисциплинарного проступка — увольнение по п. 51 ст. 47 ТК.

С 1 февраля частным организациям здравоохранения в Республике Беларусь разрешили выдавать больничные листы

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2015 № 107/67 внесен ряд изменений и дополнений в Инструкцию о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности[2] (далее — Инструкция о листках нетрудоспособности).

Выдавать листки нетрудоспособности и справки о временной нетрудоспособности в скором времени смогут и организации здравоохранения негосударственной формы собственности.

Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, будут выдаваться и продлеваться как государственной организацией здравоохранения по месту жительства (пребывания), работы (учебы, службы) граждан Республики Беларусь, так и организациями здравоохранения
независимо от места жительства (пребывания), работы (учебы, службы) нетрудоспособного лица.

Выдавать листки нетрудоспособности смогут и врачи, осуществляющие консультативный прием, врачи приемных отделений больниц, диагностических центров, центров спортивной медицины. При этом продлить или закрыть «больничный» можно будет только там, где его открыли.

Пункт 4 Инструкции о листках нетрудоспособности дополнен положениями, согласно которым справки будут выдаваться:

  • лицам, осуществляющим уход за больным ребенком в возрасте до 5 лет, при оказании ему медицинской помощи негосударственной организацией здравоохранения в стационарных условиях, на весь период нахождения с ребенком в негосударственной организации здравоохранения;
  • лицам, осуществляющим уход за больным ребенком в возрасте от 5 до 14 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, при оказании ему медицинской помощи негосударственной организацией здравоохранения в стационарных условиях и по заключению врача нуждающемся в дополнительном уходе — на весь период нахождения с ребенком в негосударственной организации здравоохранения, в течение которого этот ребенок нуждается в уходе.

В новой редакции изложена глава 2 Инструкции о листках нетрудоспособности, регламентирующая порядок выдачи листков нетрудоспособности (справок) при заболевании (травме).

Инструкция дополнена приложениями, содержащими формы журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности и журнала регистрации выданных справок о временной нетрудоспособности.

18 апреля вступает в силу Положение о порядке выдачи разрешений на право ведения работ при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии

Согласно п. 20.38 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[3] (далее — единый перечень), Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — Госатомнадзор) выдает (продлевает срок действия, вносит изменения, дополнения) работникам (персоналу) эксплуатирующих организаций и организаций, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии (далее — организации), разрешения на право ведения работ при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии (далее — разрешение).

 Данный пункт единого перечня с 18.04.2016 будет действовать в новой редакции, предусмотренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2015 № 854 «О выдаче разрешений на право ведения работ при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии» (далее — Постановление № 854).

Так, уже с весны этого года Госатомнадзор помимо уже осуществляемых административных процедур будет также возобновлять действие разрешений и выдавать их дубликаты.

Кроме того, 18.04.2016 вступит в силу Положение о порядке выдачи разрешений на право ведения работ при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии[4], определяющее порядок выдачи разрешений, а также перечень видов работ, на осуществление которых работникам (персоналу) организаций необходимо получение разрешения. Указанным Положением Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь будет предоставлена компетенция на установление порядка формирования и работы комиссии по оценке знаний нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, а также формы проведения оценки этих знаний.

Идет подготовка законопроекта о внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. «О внешней трудовой миграции»

Дополнения и изменения направлены на устранение пробелов и противоречий, существующих в настоящее время в правовом регулировании внешней трудовой миграции. В частности:

  • уточнены категории лиц, на которых не распространяются действия данного Закона, — иностранные студенты, которые получили образование в белорусских учреждениях высшего образования и трудоустраиваются по полученной специальности сразу либо в течение года после окончания учебы;
  • уточнен понятийный аппарат Закона;
  • предложены новые редакции статей, касающихся прав и обязанностей как нанимателей Республики Беларусь, так и трудящихся-иммигрантов.

Планируется изменение мер административной ответственности за нарушение охраны труда

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь на заседании восьмой сессии в первом чтении приняли законопроект о внесении изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Положения документа направлены на усиление ответственности за нарушения законодательства об охране труда. В частности, предлагается внести изменения в ст. 9.17 «Нарушение правил по охране труда» и ст. 18.25 «Допуск к управлению транспортным средством водителя в состоянии опьянения» КоАП.

Статья 9.17 КоАП не выделяет отдельные нарушения охраны труда. За все их виды установлена ответственность в виде наложения штрафа в размере от 5 до 40 б.в., за повторное нарушение (совершенное в течение одного года после наложения административного взыскания) — от 15 до 50 б.в.

Отдельным пунктом в указанной статье будет прописана ответственность за допуск к выполнению работ и оказанию услуг лица, не прошедшего обязательный медицинский осмотр или освидетельствование на нахождение в состоянии опьянения. Минимальный штраф за это составит 5 б.в., максимальный — 45 б.в. Соответственно, учитывая схожесть правонарушений, вырастет и размер штрафа в случае совершения правонарушения, предусмотренного ст. 18.25 КоАП.


[1] Утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.07.2002 № 52/97 (в ред. от 09.09.2013).

[2] Вступает в силу 24.01.2016.

[3] Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (в ред. от  23.11.2015).

[4] Утверждено Постановлением № 854.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (180), январь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.