№ 12, декабрь 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Ограничение участия в управлении коммерческими организациями как метод противодействия коррупции

Рубрика «Частная ситуация»

Р.В. Киеня, юрист

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией) государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона о борьбе с коррупцией (далее — обязательство).

Исчерпывающий перечень государственных должностных лиц определен в абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией.

Неподписание обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами, в т.ч. на основании п. 5 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.

За нарушение обязательства государственное должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности на основании п. 51 ст. 47 ТК.

В соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией государственное должностное лицо не вправе принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом о борьбе с коррупцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Среди ограничений, установленных ст. 17–20 Закона о борьбе с коррупцией, ограничение, предусмотренное абз. 6 ч. 1 ст. 17, в силу отсутствия его официального толкования и неоднозначности используемой в нем терминологии является одним из самых сложных в применении на практике. Для правильного понимания указанного ограничения нужно растолковать следующие термины и понятия:

  • коммерческая организация и некоммерческая организация;
  • управление деятельностью организации;
  • участие в управлении организацией лично или через иных лиц.

Коммерческие и некоммерческие организации

В соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и др.

Некоммерческими организациями являются юридические лица, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, как то: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и др.

Управление деятельностью организации

Анализ законодательства свидетельствует о том, что понятия «управление деятельностью организации», «управление деятельностью юридического лица», «управление организацией», «управление юридическим лицом» являются аналогичными друг другу по содержанию и взаимозаменяемыми. Согласно п. 2 ст. 48 ГК порядок управления деятельностью юридического лица должен определяться в уставе, учредительном договоре юридического лица.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (191), декабрь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.