№ 12, декабрь 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Предоставляем заем работнику на потребительские нужды

Рубрика «Частная ситуация»

А.Н. Одинец, юрист

Молодой специалист республиканского унитарного предприятия обратился к руководителю с просьбой выдать ему на основании коллективного договора заем для приобретения бытовой техники: компьютера, монитора, телевизора. Вправе ли руководитель организации при наличии финансовой возможности и соответствующего основания в коллективном договоре выдать заем работнику на потребительские нужды?

Да, руководитель вправе принять решение о выдаче такого займа. При этом согласно ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) следует заключить соответствующий договор.

Коллективный договор как локальный нормативный правовой акт (далее — ЛНПА), регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками, может содержать положения, перечисленные в ч. 2 ст. 364 Трудового кодекса Республики Беларусь. К таковым относятся положения:

  • об организации труда и повышении эффективности производства;
  • нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;
  • размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;
  • продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
  • создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
  • заключении и расторжении трудовых договоров;
  • обеспечении занятости, профессиональной подготовке, повышении квалификации,
  • переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
  • регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
  • строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
  • организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их
  • семей;
  • предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
  • улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
  • создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;
  • минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;
  • ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;
  • гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении
  • и приватизации;
  • ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;
  • других трудовых и социально-экономических условиях.

Данный перечень положений не является закрытым. Следовательно, в нем могут содержаться положения об условиях и основаниях предоставления займов работникам.

Так, согласно п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2000 № 631 «О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан» (в ред. от 24.01.2014; далее — Указ № 631) льготные кредиты предоставляются на приобретение домашнего имущества (мебель, холодильник, телевизор, газовая или электрическая плита, стиральная машина, микроволновая печь, компьютер, монитор, пылесос, электрочайник, кухонная машина) и товаров первой необходимости (одежда, обувь, постельное белье, одеяла, подушки, посуда), произведенных в Республике Беларусь.

Вышеуказанная норма распространяется на молодых специалистов, окончивших государственные учреждения образования и учреждения образования потребительской кооперации, приступивших к работе после распределения (направления) не по месту жительства родителей или в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (независимо от места жительства родителей), в организациях, финансируемых из бюджета, воинских частях, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, организациях потребительской кооперации и сельскохозяйственных организациях, выпускникам государственных учреждений высшего образования по профилю образования «Здравоохранение».

Организации, которые могут предоставлять указанную льготу, перечислены в п. 2 Указа № 631. Однако нормой не предусмотрено включение унитарных предприятий и хозяйственных обществ (за исключением являющихся сельскохозяйственными организациями) в данный перечень.

При принятии решения о предоставлении работнику займа на потребительские нужды следует учитывать, что право распоряжаться имуществом юридического лица реализуется в пределах, обусловленных собственником. Исходя из п. 3 ст. 276 ГК, право распоряжаться недвижимым имуществом унитарного предприятия возможно только с согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим юридическим лицам на праве хозяйственного ведения, они распоряжаются самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества (ч. 2 п. 3 ст. 276 ГК).

Отдельные ограничения по распоряжению имуществом государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах предусмотрены в Положении о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах[1] (далее — Положение о порядке предоставления займов).

Нормы Положения о порядке предоставления займов не распространяются на займы, в том числе и микрозаймы, предоставляемые физическим лицам, за исключением займов работникам, состоящим в штатах государственных организаций, хозяйственных обществ, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (абз. 4 п. 3 Положения о порядке предоставления займов).

Такого рода займы согласно подп. 4.2 п. 4 Положения о порядке предоставления займов предоставляются государственными организациями и хозяйственными обществами, в которых работник осуществляет свою трудовую функцию, в целях строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений.

Следовательно, нормы Положения о порядке предоставления займов не применимы при решении вопроса о предоставлении займа работнику на иные цели, например на потребительские нужды.

На деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению микрозаймов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях, также не распространяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» (в ред. от 31.12.2015).

При этом стоит отметить, что задолженность по займам, выданным организациями своим работникам на потребительские нужды, строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, дач, садовых домиков, приобретение и благоустройство земельных участков, может быть взыскана с работников в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей (абз. 12 ч. 1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (в ред. от 27.04.2016)).

Таким образом, при соблюдении условий, изложенных в законодательстве и ЛНПА, руководитель вправе принять решение о заключении договора займа с работником. При этом относительно условий такого договора следует руководствоваться нормами гл. 42 ГК.

 

[1] Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 296 «Об упорядочении использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах» (в ред. от 30.06.2014).

 

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 12 (191), декабрь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.