№ 7, июль 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Как принять на работу иностранный персонал с учетом последних изменений в законодательстве

Рубрика «Что нового?»

Т.А. Солдатова-Толстова, юрист, магистр юридических наук

Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 г. «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“» (далее — Закон о внесении изменений) вносится ряд существенных изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон о внешней трудовой миграции), оценку которых включает Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 28.12.2015 № Р-1021/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“» (далее — Решение Конституционного Суда).

Принимаем на работу высококвалифицированного работника

По оценке Конституционного Суда Республики Беларусь, принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования отдельных норм Закона о внешней трудовой миграции, касающихся уточнения сферы действия данного Закона, порядка трудоустройства в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе путем создания условий для привлечения в Республику Беларусь высококвалифицированных работников из числа иностранцев, а также создания более эффективных механизмов противодействия незаконной миграции.

Согласно абз. 3 ст. 1 Закона о внешней трудовой миграции[1] высококвалифицированный работник — иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее, если не предусмотрено иное, — иностранец), имеющие высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее пяти лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает пятнадцатикратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.

Так, на совершенствование правового регулирования в сфере внешней трудовой миграции направлены положения п. 7 ст. 1 Закона о внесении изменений, излагающего в новой редакции ч. 1 ст. 26 Закона о внешней трудовой миграции, в соответствии с которой наниматель освобождается от обязанности получения разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (далее — разрешение на привлечение иностранной рабочей силы) в случае использования труда иностранцев, являющихся высококвалифицированными работниками, либо иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).

Получаем разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Согласно ч. 1 ст. 26 действующей редакции Закона о внешней трудовой миграции[2] для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем десять человек, наниматель Республики Беларусь обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

Документы, необходимые для выдачи или продления срока действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, срок его действия, а также размер платы, взимаемой за выдачу или продление срока действия такого разрешения, определяются законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Согласно ч. 2 ст. 26 Закона о внешней трудовой миграции порядок организации работы по выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, внесению в него изменений, однократному продлению срока его действия (далее — выдача разрешения на привлечение иностранной рабочей силы) и его аннулированию определяется Министерством внутренних дел Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдается с учетом заключения комитета по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее — орган по труду, занятости и социальной защите) о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории (далее — заключение о возможности привлечения иностранцев).

Порядок и условия выдачи заключения о возможности привлечения иностранцев определяются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь.

В свою очередь государственные органы Республики Беларусь, в которые наниматель Республики Беларусь может обратиться за выдачей разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, документы, необходимые для выдачи разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, сроки его выдачи и действия, а также размер платы, взимаемой за его выдачу, определяются законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Срок действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы может быть продлен однократно по заявлению нанимателя Республики Беларусь. После окончания срока действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы наниматель Республики Беларусь имеет право обратиться за получением нового разрешения.

Порядок выдачи разрешения на привлечение иностранной рабочей силы закреплен в п. 16.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[3] (далее — единый перечень административных процедур).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.05.2016 № 406 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 866» (далее — Постановление № 406) внесены изменения и дополнения в единый перечень административных процедур.

Для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • легализованную выписку из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее происхождения;
  • проект трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, заверенный подписью руководителя и печатью;
  • гарантийное письмо, подтверждающее возможность размещения иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • документ, подтверждающий внесение платы.

Рассмотрение документов осуществляется в течение 15 дней с момента подачи заявления.

На 1 год выдается разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в случае положительного решения.

Основания для отказа в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы

Изменения также претерпели основания для отказа в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Так, с 15 июля 2016 г. законодатель выделяет основания, по которым может быть отказано, и основания, по которым отказывается в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о внешней трудовой миграции в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы может быть отказано:

1) в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;

2) если иностранцы, привлекаемые для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, являются гражданами (подданными) государств, неблагополучных в миграционном отношении.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона о внешней трудовой миграции в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы отказывается в случае:

1) представления нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;

2) осуждения в Республике Беларусь физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося нанимателем Республики Беларусь, за совершение преступления с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой наниматель Республики Беларусь обращается за выдачей разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, если судимость за данное преступление не снята или не погашена;

3) невыполнения нанимателем Республики Беларусь требований, установленных Законом о внешней трудовой миграции и другими актами законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции;

4) получения отрицательного заключения о возможности привлечения иностранцев.

Можно ли аннулировать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы?

Законодателем по-прежнему предусмотрена возможность аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.

Согласно ч. 2 ст. 28 Закона о внешней трудовой миграции разрешение на привлечение иностранной рабочей силы аннулируется в случае:

1) выявления факта представления нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов, послуживших основанием для выдачи разрешения на привлечение иностранной рабочей силы;

2) осуждения в Республике Беларусь физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося нанимателем Республики Беларусь, за совершение преступления с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой нанимателю Республики Беларусь выдано разрешение на привлечение иностранной рабочей силы;

3) ликвидации юридического лица, снятия иностранной организации с учета в налоговых органах Республики Беларусь, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя либо смерти, объявления умершим, признания безвестно отсутствующим физического лица, являющихся нанимателями Республики Беларусь;

4) несоблюдения нанимателем Республики Беларусь существенных условий трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, положений рассматриваемого Закона и других актов законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции;

5) передачи разрешения на привлечение иностранной рабочей силы нанимателем Республики Беларусь другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, либо другой иностранной организации;

6) возникновения угрозы гибели трудящихся-иммигрантов или причинения вреда их здоровью.

Законом вводится возможность однократного продления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с п. 16.10 единого перечня административных процедур. Однократное продление срока действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы осуществляется Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь на основании заявления и документа, подтверждающего внесение платы, в течение 15 дней с момента подачи заявления сроком на 1 год.

Можно ли внести изменения в разрешение на привлечение иностранной рабочей силы?

Постановлением № 406 единый перечень административных процедур дополняется п. 16.101, регламентирующим порядок внесения изменений в разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

Внесение изменений в разрешение на привлечение иностранной рабочей силы осуществляется тем же органом, что и его выдача (Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь), на основании следующих документов:

  • заявление;
  • копии документов, подтверждающих необходимость внесения изменений;
  • разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, в которое требуется внести изменения.

Рассмотрение указанных документов осуществляется на протяжении 7 дней с момента подачи заявления. Срок действия выдаваемого документа — до 1 года в зависимости от срока действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Данная процедура является бесплатной.

Что такое специальное разрешение?

В соответствии со ст. 29 Закона о внешней трудовой миграции также предусмотрена выдача нанимателю Республики Беларусь специального разрешения в отношении иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

Порядок организации работы по выдаче специального разрешения, внесению в него изменений, однократному продлению срока его действия (далее — выдача специального разрешения) и его аннулированию определяется Министерством внутренних дел Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Специальное разрешение также выдается с учетом заключения органа по труду, занятости и социальной защите о возможности осуществления иностранцем, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь (далее — заключение о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности), за исключением случая выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).

Порядок и условия выдачи заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности определяются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь.

Иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, может осуществлять трудовую деятельность у нескольких нанимателей Республики Беларусь при наличии у каждого из них соответствующего специального разрешения.

Государственные органы Республики Беларусь, в которые наниматель Республики Беларусь может обратиться за выдачей специального разрешения, документы, необходимые для выдачи специального разрешения, сроки его выдачи и действия, а также размер платы, взимаемой за его выдачу, определяются законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Срок действия специального разрешения может быть продлен однократно по заявлению нанимателя Республики Беларусь.

После окончания срока действия специального разрешения наниматель Республики Беларусь имеет право обратиться за получением нового разрешения.

Согласно п. 16.7 единого перечня административных процедур выдачу специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства по форме и в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Республики Беларусь, осуществляет подразделение по гражданству и миграции ГУВД Минского горисполкома или УВД облисполкома.

Для получения указанного специального разрешения предоставляются следующие документы:

  • заявление;
  • копия паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства либо международной организацией (далее — документ для выезда за границу);
  • документы об образовании и стаже по специальности не менее пяти лет, подтверждающие наличие высокого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, — для высококвалифицированных работников;
  • документ, подтверждающий внесение платы.

Для рассмотрения указанных документов предусмотрено два срока:

1) 7 дней с момента подачи заявления — для инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта, а также организаций — резидентов Парка высоких технологий и членов научно-технологической ассоциации «Инфопарк»;

2) 15 дней с момента подачи заявления — для иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На 2 года выдается специальное разрешение в отношении высококвалифицированных работников, 1 год — в отношении иных работников.

Могут ли отказать в выдаче специального разрешения?

Как и в случае с разрешением на привлечение иностранной рабочей силы, законодатель предусмотрел основания, при которыхможет быть отказано и при которых отказывается в выдаче специального разрешения.

Так, в выдаче специального разрешения может быть отказано:

1) в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;

2) если иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, является гражданином (подданным) государства, неблагополучного в миграционном отношении;

3) если в отношении иностранца, привлекаемого для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, установлены основания, предусмотренные абз. 5 ч. 1 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (в ред. от 20.04.2016; далее — Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства).

В выдаче специального разрешения отказывается в случае:

1) представления нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;

2) осуждения в Республике Беларусь иностранца, привлекаемого для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, за совершение преступления с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой указанный иностранец привлекается в Республику Беларусь, если судимость за данное преступление не снята или не погашена;

3) включения иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;

4) невыполнения нанимателем Республики Беларусь требований, установленных Законом о внешней трудовой миграции и другими актами законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции;

5) получения отрицательного заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности.

Аннулирование и продление специального разрешения

В соответствии со ст. 31 Закона о внешней трудовой миграции специальное разрешение может быть аннулировано:

1) в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;

2) если в отношении трудящегося-иммигранта установлены основания, предусмотренные абз. 5 ч. 1 ст. 30 Закона о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Специальное разрешение аннулируется в случае:

1) выявления факта представления нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов, послуживших основанием для выдачи специального разрешения;

2) осуждения в Республике Беларусь трудящегося-иммигранта за совершение преступления с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой в отношении его выдано специальное разрешение;

3) включения трудящегося-иммигранта в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;

4) ликвидации юридического лица, снятия иностранной организации с учета в налоговых органах Республики Беларусь, прекращения деятельности индивидуального пред принимателя либо смерти, объявления умершим, признания безвестно отсутствующим физического лица, являющихся нанимателями Республики Беларусь;

5) возвращения специального разрешения нанимателем Республики Беларусь в подразделение по гражданству и миграции в связи с незаключением либо прекращением трудового договора с трудящимся-иммигрантом, в отношении которого выдано данное специальное разрешение;

6) получения трудящимся-иммигрантом разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь либо приобретения им гражданства Республики Беларусь;

7) аннулирования соответствующего разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, на основании которого выдано специальное разрешение.

Специальное разрешение может быть также и продлено. В соответствии с п. 16.8 единого перечня административных процедур однократное продление срока действия специального разрешения осуществляется теми же органами, что и его выдача, на основании заявления, копии документа для выезда за границу и документа, подтверждающего внесение платы, в течение 15 дней с момента подачи документов сроком на 2 года — в отношении высококвалифицированных работников, 1 год — в отношении иных работников.

Постановление № 406 дополняет единый перечень административных процедур п. 16.81, регулирующим процедуру внесения изменений в специальное разрешение. Так, внесение изменений в специальное разрешение осуществляется теми же органами, что и его выдача, на основании заявления, копии документов, подтверждающих необходимость внесения изменений, и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью, в которое требуется внести изменения.

Рассмотрение представленных документов осуществляется в течение 7 дней с момента подачи заявления.

Срок действия выдаваемого документа — до 2 лет в зависимости от срока действия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью. Данная процедура является бесплатной.

Рассмотренные нормы направлены на развитие законодательных подходов, имеющих целью не только создание современной правовой среды для внешней трудовой миграции, но и оптимизацию миграционных процессов, сохранение интеллектуального и трудового потенциала республики, привлечение высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Кроме того, каждый последующий шаг законодателя делает правовое регулирование более полным и детальным, сокращая количество правовых пробелов.


[1] Ссылки на Закон о внешней трудовой миграции даются по состоянию на 15.07.2016 (после вступления в силу Закона).

[2] До 15.07.2016.

[3] Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (в ред. от 23.05.2016).

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 7 (186), июль 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.