№ 1, январь 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Договоры на обучение работников: основные аспекты

Рубрика «Обучение»

С.В. Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

Для повышения профессионального уровня работников наниматели заключают договоры на обучение с учреждениями образования либо иными субъектами, которые вправе оказывать услуги в сфере образования.

В качестве исполнителя по договорам об обучении выступают учреждения образования, причем по некоторым договорам (образовательным программам) — только государственные учреждения образования, а в некоторых случаях — другие организации
и индивидуальные предприниматели.

В случаях, указанных в п. 27 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций[1], для оказания услуг в сфере образования требуется лицензия Министерства образования Республики Беларусь (далее — Министерство образования) на осуществление образовательной деятельности.

К таким случаям относятся:

  1. подготовка кадров с профессионально-техническим образованием;
  2. подготовка кадров со средним специальным образованием;
  3. подготовка кадров с высшим образованием;
  4. переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, повышение квалификации руководящих работников и специалистов (либо выборка из указанного перечня работ).

Кроме того, из п. 4 ст. 29 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании) следует, что учреждения образования (иные организации, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), прошедшие государственную аккредитацию, получают право на выдачу выпускникам документов об образовании.

Государственная аккредитация учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) — деятельность государственных органов по установлению соответствия образовательной деятельности учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) законодательству об образовании, содержания и качества предоставляемого образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ (п. 1 ст. 29 Кодекса об образовании).

Нормы Трудового кодекса применяются в случае, когда оплата за обучение производится за счет средств нанимателя. В частности, ч. 3 ст. 19 ТК предусматривает, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные по сравнению с ч. 2 ст. 19 ТК условия, в т.ч. об установлении срока обязательной работы после получения образования не менее установленного договором, если обучение производилось за счет средств
нанимателя.

Поскольку в п. 2 ст. 733 ГК прямо указано, что правила гл. 39 указанного кодекса «Возмездное оказание услуг» применяются к договорам оказания услуг в т.ч. в сфере образования, нормы гл. 39 ГК могут применяться к договорам об обучении лишь субсидиарно, т.е. в части, не урегулированной Кодексом об образовании и прочими нормативными правовыми актами в сфере образования, что следует из п. 2 ст. 4 Кодекса
об образовании.

При этом одним из признаков и отличительной особенностью всех договоров возмездного оказания услуг является то, что исполнитель, оказывая услуги, в то же время не гарантирует результат. В соответствии с п. 1 ст. 733 ГК исполнитель обязан совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а результат (применительно к услугам в сфере образования может быть как получение документа об образовании (документа об обучении), так и знаний в целом) зависит не только от исполнителя, но и от заказчика (обучающегося). Это нашло отражение во всех типовых формах договоров об обучении, где предмет договора сформулирован именно как процесс, а не его результат.

 

[1] Установлен согласно приложению 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 03.06.2016).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (192), январь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.