№ 12, декабрь 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

В едином цифровом пространстве

Рубрика «Секреты управления персоналом»

«Секреты управления персоналом»: Юрий, как вы относитесь к распространению мобильных решений?
Юрий Федосеев:
Мобильные решения для различных задач, в том числе HR-задач, возникли как дополнительный интерфейс с уже существующими решениями. Например, интранет или корпоративные социальные сети, как правило, имеют мобильные приложения и доступны с мобильных устройств. Преимущество таких решений заключается в том, что в этой системе сотрудник может работать не только за компьютером, но и с мобильного устройства. А это значит, что можно решать задачи в любое время. В основном, такие приложения используют сотрудники, которые по работе много перемещаются.

«СУПер»: Кому еще они могут быть полезны?
Ю.Ф.:
«Синим воротничкам», которые в работе не пользуются компьютерами. Эти люди работают руками, то есть стоят у станка, на кухне в ресторане или кафе и так далее. Таких сотрудников огромное количество.

«СУПер»: Компьютерами эти сотрудники не пользуются, во всяком случае, в рабочее время, но мобильные устройства у них всегда под рукой.
Ю.Ф.:
Вот именно. Мобильное устройство помогает решить задачу коммуникации с этими сотрудниками.

«СУПер»: Какие задачи можно эффективно решать с помощью мобильных приложений?
Ю.Ф.:
Как я уже сказал, посредством мобильных приложений прежде всего решаются коммуникационные задачи. Подходы могут быть самыми разными. Например, с помощью мессенджеров WhatsApp, Viber или Telegram. Главная проблема — эти продукты не принадлежат компании, следовательно, компании не управляют информацией, которой в этих мессенджерах обмениваются сотрудники. Поэтому появляются корпоративные решения, например, Facebook Workplace, Microsoft Yammer. ВКонтакте сейчас запустил сервис для корпоративного общения. У всех этих современных продуктов для коммуникаций, в том числе и у нашего продукта DaOffice, есть мобильные приложения.

«СУПер»: Есть интересные примеры от вашей компании?
Ю.Ф.:
Мы развиваем новый продукт Zentranet, который ориентируем на ритейл, фаст-фуд, кафе, рестораны. Мы реализовали проект с компанией «Бургер Кинг» — создали для компании корпоративную соцсеть, внедрили мобильное приложение. Проблема заключалась в том, что до многих работников информация доходила только через менеджеров, либо через информационные стенды, либо другие нецифровые каналы. Поэтому компания решила запустить корпоративную соцсеть «Кингдом». Она позволила объединить всех сотрудников— теперь есть возможность очень быстро и из первых рук информировать сотрудников ресторанов, вовлекать их в мотивационные программы и получать обратную связь. Презентация этого проекта прошла во время конференции Best Intranet.  

Все это стало возможно с появлением смартфонов. Можно мгновенно до любого сотрудника в любую точку продаж донести информацию. Я таких примеров знаю массу. Появляется, например, новая линейка продуктов или в сетевом ресторане появляется новое блюдо. И во всех ресторанах должна появиться реклама этого  блюда, чтобы продавцы-официанты знали, как правильно предлагать. А как было до этого? В центральном офисе маркетологи-продуктологи придумали концепцию, а люди на местах даже не знают, что это за продукт, в чем его отличия. И какая у них мотивация будет в отсутствии информации? А так есть возможность проинформировать работников и получить мгновенную обратную связь с точек продаж.

Очень популярна в ритейл-компаниях такая функция, как KPI для продавца, чтобы он каждый день утром, приходя на работу, видел, сколько должен продать, чтобы  заработать больше бонусов. Как правило, в ритейле система мотивации достаточно сложная, зависит от многих факторов — не только от объема личных продаж, но и от объема продаж аксессуаров и других сопутствующих товаров, отдельных товарных категорий, величины среднего чека, качества обслуживания, которое снимается тайным покупателем, и так далее. Если сотрудник видит свой итоговый результат по KPI и свой бонус только в конце месяца, когда он уже никак не может повлиять на него, то его мотивация падает. А если продавцу каждый день демонстрировать текущий показатель, давать советы, как его увеличить и получить больший бонус, тогда он станет более внимательно относиться к своим ежедневным действиям.

«СУПер»: Хотя смартфонов становится все больше, довольно много людей еще их не имеют. Как этот вопрос решать компании?
Ю.Ф.:
Есть категории сотрудников, которые постоянно перемещаются, находятся в разъездах. Например, медпредставители. Компания выдает им планшет или смартфон со специальным приложением. У курьеров, водителей, доставщиков корреспонденции в курьерских службах тоже часто есть девайсы, которые им предоставляет компания. Здесь, конечно, уровень безопасности гораздо выше, потому что устройством владеет компания. Сотрудник пользуется им под контролем службы безопасности и заносит информацию в мобильное приложение.

«СУПер»: Сегодня существуют различные подходы к использованию мобильных устройств на работе. Наибольшую популярность получила концепция Bring Your Own Device (BYOD), когда сотрудники могут свободно приносить и пользоваться на работе своими девайсами, соблюдая при этом определенные правила. Что вы думаете об этом?
Ю.Ф.:
Естественно, в корпоративных программных продуктах всегда большое внимание уделяется вопросу безопасности, чтобы максимально обеспечить сохранность этой информации. Но, конечно же, расширяя средства коммуникаций, мы сталкиваемся с риском утечки важной информации. С другой стороны, сотрудникам, которые не работают за компьютерами, не нужна сверхсекретная информация, утечка которой будет чувствительна для компании. Как правило, им нужна текущая информация о новостях, об акциях.

Конечно, компании с опаской относятся к тому, чтобы предоставлять на смартфон сотрудника корпоративную информацию, но, с другой стороны, если возрастает отдача от таких решений и бизнес-результаты увеличиваются, то компания начинает  работать более эффективно. А те компании, которые не смогут предоставить сотрудникам такой канал информирования, просто проиграют в конкурентной борьбе. И тогда вопросы безопасности будут решаться быстрее. На обеспечение безопасности надо будет выделять достаточно ресурсов, но и отдача от таких решений будет высокая. Сюда я включаю и регламентные мероприятия. На мой взгляд, достаточно сложно заставить людей соблюдать регламенты, особенно если они работают не за компьютером, а в ритейле, ресторанном бизнесе, где очень большая текучесть.

Если человек покидает компанию, ему сразу же должны заблокировать доступ к компьютерным системам, в том числе и к приложениям на его смартфоне. Конечно, должны быть предусмотрены стандартные средства защиты информации на смартфонах и компьютерах. Но, еще раз повторюсь, «некомпьютерным сотрудникам» не нужна критически важная информация, которая может нанести серьезный ущерб компании.

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 12 (203), декабрь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.