№ 5, май 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Когда оправдано применение обходного листа?

Рубрика «Делопроизводство»

Ю.Я. Слепич, юрист, заместитель директора ООО «Арцингер и партнеры»

Работникам организации при увольнении выдается обходной лист для заполнения. Правомерно ли это? Вправе ли наниматель применить к работнику меры дисциплинарного взыскания или задержать расчет и выдачу трудовой книжки, если работник отказывается подписывать обходной лист?

Что такое обходной лист?

Определение такого документа, как обходной лист, в белорусском законодательстве отсутствует. Исходя из практики, обходной лист — это документ, используемый нанимателем при расторжении трудовых отношений с работниками (реже — при перемещении), позволяющий ответственным лицам нанимателя (бухгалтеру, инспектору по кадрам, юрисконсульту и т.д.) отследить возврат увольняющимся работником материальных ценностей, де- нежных средств, полученных под отчет.

КСТАТИ

Обходной лист упоминается в Перечне документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь, организаций, входящих в систему Министерства юстиции Республики Беларусь, нотариата и адвокатуры, с указанием сроков хранения[1].

Существуют три основные точки зрения специалистов на роль обходного листа:

  • как сложившийся на практике обычай, который позволяет систематизировать расчет увольняемого работника с нанимателем;
  • одно из прав нанимателя (в целях сохранности имущества). Данная позиция основана на том, что исчерпывающего перечня прав нанимателя трудовое законодательство не содержит (есть только основные права, указанные в ст. 12 Трудового кодекса Республики Беларусь, и специальные, содержащиеся в других нормах);
  • документ, ухудшающий правовое положение работника по сравнению с нормами действующего законодательства (на основании ч. 2 ст. 7 ТК).

МНЕНИЕ АВТОРА

Обходной лист имеет право на существование при надлежащем закреплении порядка его применения в ЛНПА и ознакомлении с ним работника.

Как сделать применение обходного листа законным?

Когда нанимателю необходимо подписать обходной лист при увольнении работника, для начала нужно ответить на следующие вопросы.

  1. На каком основании можно требовать от работника заполнить обходной лист?
  2. Как решить вопрос с заполнением обходного листа в рабочее время?
  3. Возможно ли применение дисциплинарной ответственности к работнику за отказ в заполнении обходного листа?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 53 ТК работник, в частности, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ТК в обязанности нанимателя при приеме на работу входит ознакомление работника под роспись в том числе с соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок.

В пункте 11 ч. 1 ст. 53 ТК установлено, что работник должен исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора. Так, работника необходимо письменно ознакомить с обязанностями, содержащимися в ЛНПА нанимателя, ведь только тогда он сможет их исполнять, а наниматель требовать их исполнения.

НАШ СОВЕТ

Поскольку в законодательстве порядок применения обходного листа отсутствует, нанимателю целесообразно разработать его самостоятельно. Например, с помощью включения условия об обязательном заполнении обходного листа в ПВТР, составленные на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка[2]. В таком случае наличие данной нормы не будет ухудшать положение работника по сравнению с законодательством о труде.

Рекомендуем закреплять общую для всех или для отдельных категорий (заключивших договор о материальной ответственности) работников обязанность по заполнению обходного листа, что поможет исключить вопросы о выборочном применении нанимателем данного требования к работникам и, как следствие, ухудшение их условий труда.

В ПВТР необходимо закрепить:

  • обязательность заполнения обходного листа (для всех работников или для определенных категорий работников);
  • форму обходного листа;
  • ситуации, в которых необходимо использовать обходной лист (увольнение, перевод и др.);
  • порядок заполнения (заполнять обходной лист наряду с выполнением своих трудовых обязанностей работник должен в свое рабочее время);
  • срок заполнения и представления обходного листа;
  • перечень лиц, которые должны поставить свои подписи в обходном листе;
  • сведения об имуществе нанимателя, закрепленном за работником, сведения о его возврате и пр.;
  • ответственность за нарушения требований (например, дисциплинарная ответственность в виде замечания или выговора, а также меры дополнительного воздействия).

НАШ СОВЕТ

Рекомендуем включить в трудовой договор (контракт) с работником следующую формулировку:

«При увольнении Работник обязуется возвратить нанимателю все имущество и денежные средства под отчет, переданные для использования в служебных целях, а также своевременно заполнить и сдать обходной лист».

Какие меры наниматель может применить к работнику при отказе от заполнения обходного листа?

За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, установленных ЛНПА, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями гл. 14 ТК.

Следовательно, если норма об оформлении обходного листа закреплена в ПВТР или ином ЛНПА, трудовом договоре (контракте), работник ознакомлен под роспись с данными документами и не выполнил указанное требование (не оформил обходной лист), при увольнении или внутреннем переводе его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

НА ЗАМЕТКУ

Применить меры дисциплинарной ответственности наниматель может только в период действия трудового договора, поэтому в ПВТР необходимо устанавливать срок заполнения обходного листа, чтобы он был подписан до расторжения трудового договора.

Однако если обнаружится, что работник не сдал имущество, которое было за ним закреплено, истребовать его можно будет уже в судебном порядке. При этом нанимателю будут необходимы доказательства того, что данное имущество было передано работнику и что он его при увольнении не вернул.

ВОПРОС

На основании отказа работника от заполнения обходного листа наниматель задержал срок выдачи работнику трудовой книжки и окончательный расчет. Правомерно ли такое решение?

Нет, не правомерно. В таком случае наниматель может применить к работнику меры дисциплинарного взыскания (например, лишение части или всей суммы выплаты дополнительного стимулирующего характера), но не задерживать выдачу трудовой книжки или окончательного расчета.

За задержку выдачи трудовой книжки и окончательного расчета наниматель несет ответственность в соответствии со ст. 78, 79 ТК.

Таким образом, если наниматель хочет возложить на работника обязанность по заполнению обходного листа, он должен создать необходимые условия для выполнения этой обязанности, закрепить в ЛНПА порядок, сроки заполнения обходного листа, а также ответственность работника за неисполнение данных требований и ознакомить с ними работника.

 

[1] Утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46 (в ред. от 16.06.2014).

[2] Утвержден постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 13.12.2006 № 79 (в ред. от 19.12.2014).

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 5 (196), май 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.