№ 5, май 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Целесообразно корректировать механизм рентных отношений в соцобслуживании — Марианна Щеткина

30 сентября 2013, 9:28

В Беларуси целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативную правовую базу по оказанию социальных услуг на основании договора ренты. Такое мнение высказала министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина на выездном заседании коллегии ведомства, которое прошло в городском доме-интернате для ветеранов войны и труда «Світанак» (пос.Тресковщина Минского района).

На заседании коллегии рассматривался вопрос о проведении в Минске эксперимента по оказанию соцуслуг на основании договора ренты и целесообразности распространения этого опыта на другие регионы республики.

Поручение по проведению эксперимента было дано главой государства при торжественном открытии в декабре 2010 года дома-интерната «Свiтанак». В 2010-2011 годах создавалась нормативная база по внедрению механизма рентных отношений (в ее основу положен опыт Москвы). Эксперимент запланировано реализовать до 2016 года.

Суть механизма состоит в том, что по договору ренты ее получатель - гражданин - передает принадлежащее ему жилое помещение в собственность Минска, а плательщик ренты - Мингорисполком - обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением этого человека и (или) супруги (супруга). Договор пожизненного содержания заключается с минчанами, достигшими 70-летнего возраста, не имеющими в столице лиц, обязанных по закону их содержать. Рентная выплата устанавливается Мингорисполкомом в сумме от 1 до 3 базовых величин (1 БВ в настоящее время составляет Br100 тыс., c 1 октября текущего года - Br130 тыс.) в зависимости от условий договора, стоимости передаваемого жилья и выплачивается рентополучателю ежемесячно. Право распоряжаться жильем получателя ренты у Мингорисполкома возникает только после его смерти.

Пожизненное содержание пенсионер может получать на дому и в стационарном соцучреждении. Если рентополучатель остается проживать в своем жилье, то за ним будет ухаживать и оказывать услуги на дому социальный работник 5 раз в неделю. Бесплатно предоставляются такие услуги, как доставка продуктов питания, промтоваров, лекарственных препаратов, уборка жилья, приготовление пищи и т.д. Человеку гарантировано проживание в квартире, оплата коммунальных услуг, проведение ремонта жилья (1 раз в 5 лет) и при необходимости замена сантехнического оборудования. Причем человек получает положенную ему пенсию и ежемесячную ренту. В случае ухудшения здоровья и нуждаемости в постоянном уходе получатель ренты будет помещен в «Свiтанак».

Пожизненное содержание с иждивением при условии проживания в ГУ «Свiтанак» включает в себя сохранение пенсии в полном размере; выплату ренты; предоставление отдельного меблированного жилого помещения; улучшенное питание; круглосуточное медицинское наблюдение и медицинскую помощь; технические средства реабилитации; культурный досуг; дополнительные бытовые услуги.

Среди условий договора — оплата ритуальных услуг, организация погребения с учетом волеизъявления получателя ренты (организация поминального стола, захоронение, установка памятника).

Заключено уже шесть договоров: три — при условии проживания в переданном под выплату ренты жилом помещении и три — при условии проживания в доме-интернате «Свiтанак».

Марианна Щеткина подчеркнула, что в данном случае важно не столько количество заключенных договоров, сколько предоставление пожилым одиноким людям возможности выбора, многовариантность. «Каждый пожилой одинокий человек может выбрать тот вариант, который для него наиболее приемлем, — сказала министр. — Преимущество ренты в том, что пенсионеру гарантируется достойный уход, внимание, помощь».

Она обратила особое внимание на необходимость активизации информационной работы с пожилыми минчанами. Речь идет о том, чтобы все они знали не только о механизме ренты, но и о предоставлении квалифицированных юридических услуг в территориальных центрах социального обслуживания населения. «Человек вправе сделать свой выбор — заключить договор либо с государством, либо с частным лицом, — отметила министр. — Но выбор должен быть осознанным, с учетом всех нюансов, чтобы пожилой человек не был обманут, доверившись недобросовестным «кандидатам» на жилье». Кстати, расторгнуто уже 200 договоров с частными лицами, обещавшим старикам - владельцам столичного жилья уход и заботу.

Как сообщила председатель Комитета по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома Жанна Романович, внедрение социальных услуг на основании договора ренты осуществляется за счет средств местного бюджета. При условии проживания рентополучателя в своей квартире это обходится бюджету города, по оценке, в Br16 млн., при условии переселения в дом-интернат — Br78 млн. в год. Несмотря на невысокий уровень рентабельности при заключении договора ренты с условием проживания в доме-интернате, недвижимое имущество рентополучателя остается в собственности государства, а не достается случайным людям, при этом пожилой человек получает от государства полный спектр социальных услуг.

Нельзя не отметить неожиданный положительный эффект, возникший в ходе реализации эксперимента, — восстановление утерянных семейных связей. Родственники, долгие годы не вспоминавшие о стариках, но узнавшие о возможном заключении договора ренты, налаживают контакты с ними, предлагают свою заботу и участие. Понятно, что они рассчитывают впоследствии стать владельцами квартиры, но сам факт внимания к забытым родственникам и шанс для тех провести последние свои годы среди близких людей позитивен.

Доказано, что пребывание пожилого человека в привычном окружении продляет ему жизнь. Это, кстати, также одно из значимых преимуществ заключения договора ренты с условием проживания в своем жилье.

Марианна Щеткина выступила с предложением рассмотреть целесообразность заключения договоров ренты не только с одинокими людьми, но и с имеющими близких родственников — предоставить и этой категории подобную возможность. Что касается снижения возрастной планки до 65, а то и 60 лет для рентополучателей, то эта инициатива (преимущественно исходит от граждан) не нашла поддержки.

Одним из тормозов развития рентных отношений в Минске является то, что столичные пенсионеры привыкли к городскому образу жизни, их смущает перспектива жизни за городом.

В Беларуси начинается создание частных домов-интернатов. По мнению министра, острая конкуренция здесь маловероятна, поскольку такие частные пансионаты (по образцу европейских) будут отличаться высоким уровнем комфорта и соответственно высокой стоимостью услуг.

В территориальных центрах социального обслуживания населения районов Минска созданы и актуализируются электронные банки данных возможных получателей ренты. В настоящее время содержится информация о 2 тыс. 838 одиноких минчанах старше 70 лет, имеющих в собственности жилье.

Демографическое старение населения характерно для всех регионов Беларуси, в том числе и для Минска. Численность пенсионеров в столице ежегодно увеличивается на 10-11 тыс. человек. Если в 2004 году удельный вес людей старше трудоспособного возраста в общей численности населения Минска составлял 16,9%, то в настоящее время - 21%. По демографическим прогнозам, к 2020 году доля этой возрастной группы достигнет четверти жителей Минска. Старение населения влечет рост потребности в социальных услугах, требует дальнейшего развития системы социального обслуживания, поиска источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы.

Комитет по труду, занятости и социальной защиты Мингорисполкома считает целесообразным продолжить реализацию эксперимента на базе Минска. Вопрос о распространении данного опыта на другие регионы республики будет рассмотрен по итогам завершения эксперимента в 2015 году.

Информация подготовлена по материалам БТА «БЕЛТА»

 

Новости по теме: