№ 5, май 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Конституционный Суд Республики Беларусь принял решение «Об установлении процессуального порядка освобождения от уплаты государственной пошлины за подачу в суд жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях»

2 октября 2013, 8:33

В поступающих в Конституционный Суд обращениях граждане ставят вопрос о наличии пробела в законодательстве, устанавливающем порядок административного процесса, в части регулирования отношений, связанных с освобождением от уплаты государственной пошлины при обжаловании в суд постановлений по делам об административных правонарушениях.

Налоговым кодексом Республики Беларусь установлена обязанность граждан по уплате государственной пошлины за подачу в общие суды жалоб на судебные постановления. При этом в п. 2 ст. 258 данного Кодекса закреплено право суда (судьи) полностью или частично освободить от государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Частью 3 ст. 12.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) установлено, что с жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему. В то же время данный Кодекс не содержит норм, которые устанавливали бы процессуальный порядок освобождения физических лиц от уплаты государственной пошлины.

При этом согласно ч. 2 ст. 1.1 ПИКоАП данный Кодекс является единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, подлежат включению в ПИКоАП.

Такое законодательное регулирование свидетельствует о наличии правового пробела, что приводит к противоречивой правоприменительной практике, когда в ряде случаев суды возвращают жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях без рассмотрения в связи с неуплатой государственной пошлины, а ходатайства об освобождении от ее уплаты в связи с тяжелым материальным положением оставляют без удовлетворения по причине отсутствия в ПИКоАП нормы, предусматривающей возможность принятия судьей такого решения.

По мнению Конституционного Суда, отсутствие у гражданина возможности оплатить государственную пошлину по причине его имущественного положения не должно препятствовать осуществлению им конституционного права на судебную защиту, в том числе в административном процессе.

В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, реализации конституционного права каждого на судебную защиту и устранения пробела в законодательстве, устанавливающем порядок административного процесса, Конституционный Суд признал необходимым внесение в Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях дополнений в части определения порядка освобождения судом (судьей) физических лиц от уплаты государственной пошлины за подачу в суд жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить проект закона о внесении соответствующих дополнений в Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Информация подготовлена по материалам пресс-службы Конституционного Суда Республики Беларусь

 

Новости по теме: