№ 5, май 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

1 мая 2014 года на очередном заседании четвертой сессии Палаты представителей депутаты рассмотрели девять вопросов

22 мая 2014, 9:29

В первом чтении парламентарии приняли проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам местного управления и самоуправления». Его представил Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. Содокладчиком по законопроекту выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Шикшнян П.Г.

Изменения в Законы Республики Беларусь от 27 марта 1992 г. № 1547-XII «О статусе депутата местного Совета депутатов» и от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» вносятся в целях наделения депутатов местных Советов депутатов полномочиями по представлению интересов избирателей в ходе общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В соответствии с проектом Закона депутату местного Совета депутатов предоставляется право на один свободный день в месяц с сохранением заработной платы (денежного довольствия) для осуществления им своих полномочий. Предлагается расширить полномочия областных Советов депутатов в части определения мер социальной поддержки не только указанных в законопроекте категорий граждан, но и иных категорий, предоставив тем самым право определять эти категории областным Советам депутатов самостоятельно. Кроме того, такое право предоставляется и Советам депутатов базового территориального уровня.

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» предлагается дополнить нормой, согласно которой исполкомы базового уровня организуют размещение на интернет-сайтах или других государственных информационных ресурсах глобальной компьютерной сети Интернет информации о Советах базового и первичного уровней, об их депутатах, исполнительных и распорядительных органах базового и первичного уровней, о коммунальных унитарных предприятиях, а также информации о руководстве исполнительных и распорядительных органов базового и первичного уровней и коммунальных унитарных предприятий.

Исполкомам первичного уровня предоставляется право создавать коммунальные унитарные предприятия по оказанию гражданам, проживающим на соответствующей территории, услуг (выполнению работ), связанных со строительством и ремонтом одноквартирных и блокированных жилых домов и хозяйственных построек на предоставленных гражданам земельных участках.

В целях активизации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов по созданию коммунальных унитарных предприятий Бюджетный кодекс Республики Беларусь предлагается дополнить пунктом, закрепляющим возможность финансирования расходов на инвестиционные программы и проекты органов местного управления и самоуправления первичного уровня из бюджетов первичного уровня в соответствии с функциональными видами расходов.

Два законопроекта приняты во втором чтении.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» рассказал депутатам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Цецохо А.В.

Законопроектом предлагается обновить и дополнить понятийный аппарат Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», конкретизировать положения, регламентирующие сферу его действия, а также полномочия государственных органов и государственных организаций в области здравоохранения.

Предусматривается уточнение порядка организации оказания медицинской помощи, в том числе определение видов, форм и условий ее оказания.

Норма о возмещении медуслуг пьяными пациентами не вошла в законопроект. В то же время оговаривается возмещение средств медицинским организациям, в случае если нанесен вред физическому лицу (пациенту) третьими лицами, например на производстве, в результате дорожно-транспортных происшествий. Это может быть обусловлено действиями управленцев, которые не обеспечили должного уровня безопасности труда. Медицинское учреждение вправе подавать иск по поводу того, чтобы ему возместили затраченные на лечение средства.

Поправки предполагают наделение правом врача-специалиста на отказ от проведения искусственного прерывания беременности. Такой отказ возможен при наличии письменного уведомления руководителя организации здравоохранения и только в том случае, если отказ непосредственно не угрожает жизни и (или) здоровью женщины. При этом после получения отказа на руководителя организации здравоохранения возлагается обязанность организации проведения искусственного прерывания беременности пациентке другим врачом-специалистом.

В обосновании необходимости принятия этого законопроекта говорится, что введение такой нормы не является новацией. Схожая норма содержится в одной из статей Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Также право врача на отказ от проведения аборта закреплено в Женевской декларации Всемирной медицинской ассоциации, согласно которой в случае, если личные убеждения не позволяют врачу сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

Кроме того, предлагается установить обязанность организаций здравоохранения создавать условия для предабортного психологического консультирования женщин, обратившихся за проведением искусственного прерывания беременности. Организация такого консультирования будет способствовать снижению числа проводимых абортов и, как следствие, улучшению демографической ситуации, считают разработчики законопроекта.

Документом также дополняется перечень случаев, когда врачебная тайна может быть разглашена без согласия пациента. Например, по письменному запросу страховых организаций, по запросам местных органов военного управления для целей медицинского освидетельствования граждан при призыве на воинскую службу; по письменному запросу органов дознания в связи с проведением экспертиз для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; по письменному запросу органов внутренних дел о прохождении (непрохождении) медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, самоходных машин, о наличии заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами и т.д.

Предполагается определение мер по охране здоровья населения и закрепление требования о необходимости их осуществления в пределах своей компетенции республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Кроме того, проектом Закона предусматривается совершенствование порядка обеспечения населения лекарственными средствами, медицинскими изделиями и биомедицинскими клеточными продуктами.

Доклад по законопроекту «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» сделал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Русак В.В.

Проект Закона направлен на реализацию принципа гуманизма к лицам, отбывающим различные виды уголовных наказаний. После принятия в первом чтении законопроект доработан с учетом поступивших замечаний и предложений.

В документе говорится об освобождении от наказания таких категорий граждан, как несовершеннолетние; беременные женщины; женщины и одинокие мужчины, у которых есть дети младше 18 лет; а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет; инвалиды I или II групп; больные активной формой туберкулеза (отнесенные к I, II, V «А» или V «Б» группам диспансерного учета); онкологические больные (второй, третьей или четвертой клинических групп); ВИЧ-инфицированные (с 3-й и 4-й стадиями заболевания по клинической классификации ВОЗ); ветераны боевых действий на территории других государств; пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий; получившие ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Вооруженных Силах СССР или Беларуси, КГБ, других войсках и воинских формированиях. При этом речь идет об освобождении от общественных или исправительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения по военной службе, ареста, ограничения свободы, лишения свободы, а также от других мер уголовной ответственности в виде осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания, а также от дополнительных наказаний. Кроме того, в документе сказано и о снятии самой судимости.

Помимо этого, амнистия может распространяться на тех, кто еще находится под следствием, или на людей, приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу закона об амнистии. Но в любом случае она будет действовать только по определенным составам преступлений.

Под амнистию, в частности, не подпадают судимые более двух раз с назначением наказания в виде лишения свободы за умышленные преступления, ранее судимые с назначением наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, перечисленных выше. То же касается людей, к которым в течение 2007-2014 годов применялись амнистия или помилование, но позже они вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости. Указаны в документе и другие обстоятельства, мешающие применить амнистию. Например, это ситуации, когда на день постановления приговора осужденный полностью не возместил причиненный преступлением вред (ущерб) и не уплатил доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности.

В законопроекте об амнистии говорится также о различных вариантах уменьшения сроков наказаний.

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования. До этого документ должен быть рассмотрен и принят обеими палатами парламента и подписан Президентом.

Всего в Беларуси наказания, связанные с лишением, а также с ограничением свободы, сейчас отбывают около 30 тыс. человек.

Парламентарии также приняли шесть законопроектов о ратификации международных договоров Республики Беларусь. По двум из них представил информацию Министр здравоохранения Республики Беларусь Жарко В.И.

Позицию депутатов о проекте Закона «О ратификации Соглашения о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза» обозначил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Бусько В.Л.

Соглашение подписано в г. Минске 24 октября 2013 г. в целях определения порядка перемещения и перевозки (внутреннего транзита) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров юридическими лицами при осуществлении торговли между сторонами, для проведения клинических исследований, экспертизы, государственной регистрации и контроля качества, в аптечках первой помощи на отдельных видах транспорта, а также физическими лицами для личного пользования.

Действие Соглашения распространяется на юридических и физических лиц. В частности, Соглашением предусмотрено, что физическим лицам, зарегистрированным в качестве субъектов предпринимательской деятельности, запрещено осуществлять перемещение, а также перевозку (внутренний транзит) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в связи с осуществлением ими указанной деятельности. Вместе с тем физическим лицам разрешается перемещать и перевозить (внутренний транзит) ограниченное количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям. Для реализации этих намерений физическому лицу необходимо иметь подтверждающие медицинские документы либо их заверенные копии.

Юридические лица осуществляют перемещение при наличии разрешительных документов на ввоз (вывоз), выдаваемых компетентными органами сторон, в соответствии с требованиями, которые закреплены в статье 3 этого международного договора.

Порядок выдачи компетентными органами разрешительных документов на ввоз, вывоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также формы разрешительных документов определяются законодательством стороны, на территории которой зарегистрировано юридическое лицо, осуществляющее перемещение.

Доклад Министра здравоохранения о законопроекте «О ратификации Меморандума между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинской (фармацевтической) науки, образования и об оказании медицинской помощи гражданам Республики Беларусь и Туркменистана» дополнил член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шевцов Д.Е.

Меморандум, подписанный 5 ноября 2013 г. в г. Ашхабаде, призван способствовать развитию и укреплению сотрудничества в области здравоохранения, медицинской (фармацевтической) науки и образования, решению отдельных вопросов, представляющих взаимный интерес, а также развитию и совершенствованию деятельности, направленной на обеспечение конституционного права каждого гражданина на охрану здоровья.

Согласно подписанному документу, сотрудничество в области образования и медицинской (фармацевтической) науки предусматривает: повышение квалификации и переподготовку белорусских и туркменских врачей-специалистов в государственных учреждениях медицинского образования, учреждениях здравоохранения, научно-практических центрах (научно-исследовательских организациях) Республики Беларусь и Туркменистана; содействие установлению сотрудничества между государственными учреждениями медицинского образования и здравоохранения Республики Беларусь и Государственным медицинским университетом Туркменистана в области медицинской (фармацевтической) науки, высшего медицинского и последипломного образования; содействие развитию электронного здравоохранения и телемедицинских систем в учреждениях здравоохранения государственной системы здравоохранения; дальнейшее развитие медицинской (фармацевтической) науки; проведение фундаментальных научных исследований; обмен информацией в области медицинской (фармацевтической) науки и практики, представляющей для сторон интерес.

В области здравоохранения предполагается участие специалистов в международных конференциях, семинарах, конгрессах, симпозиумах, выставках, форумах, заседаниях, стажировках и совещаниях, проводимых по различным направлениям развития государственной системы здравоохранения, организованных одной из сторон, проведение консультаций по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи (услуг) гражданам указанных государств.

Кроме того, Меморандумом предусмотрено, что гражданам государства одной стороны на территории государства другой стороны будет предоставляться экстренная и неотложная медицинская помощь (услуги) на безвозмездной основе.

О проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС» депутатов проинформировали Председатель Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь Гурулев С.П. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Михно В.К.

Соглашение направлено на создание организационно-правовой основы для сотрудничества в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и соответствующих спутниковых навигационных технологий.

Сотрудничество будет осуществляться в следующих областях:

  • создание функциональных дополнений системы ГЛОНАСС, позволяющих обеспечить ее использование потребителями навигационных сигналов на территории Республики Беларусь;
  • разработка и производство навигационной аппаратуры потребителей;
  • продвижение на российском, белорусском и международном рынках конкурентоспособных товаров и услуг на основе использования системы ГЛОНАСС посредством осуществления согласованной маркетинговой политики;
  • разработка навигационно-информационных систем и сервисов на основе использования системы ГЛОНАСС с обеспечением совместимости разрабатываемых технических и аппаратно-программных средств;
  • совершенствование нормативно-правового и технического регулирования в сфере навигационной деятельности.

Участие в Соглашении позволит Республике Беларусь осуществлять проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере спутниковой навигации, взаимный обмен научной и технической информацией, экспериментальными данными, результатами опытно-конструкторских работ, материалами, оборудованием и программным обеспечением, а также подготовку и обучение кадров.

По трем законопроектам в качестве докладчика выступил заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Гурьянов А.Е.

Заключение Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года» озвучил заместитель председателя этой комиссии Дедушкин В.М.

Протокол подписан уполномоченными представителями Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в г. Москве 21 июня 2013 года.

В соответствии с Протоколом в Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года вносятся следующие изменения.

Пунктом 1 статьи 1 Протокола предлагается в статье 3 Соглашения слова «Комиссией таможенного союза» заменить словами «Евразийской экономической комиссией». Это означает, что объем тарифной квоты между государствами сторон устанавливается Евразийской экономической комиссией. Предлагаемое Протоколом изменение вносится с целью приведения названия органов в соответствие с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года и носит технический характер.

Также пунктом 2 статьи 1 Протокола предусматривается изложение пункта 1 статьи 4 Соглашения в новой редакции, согласно чему Комиссия распределяет объем тарифной квоты между государствами сторон в пределах разницы между объемами производства и потребления в каждом из государств сторон, которая принималась во внимание при расчете объема тарифной квоты для единой таможенной территории в соответствии со статьей 3 Соглашения.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Вашков А.С. сделал содоклад о законопроекте «О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.».

Протокол подписан Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 25 сентября 2013 года в г. Астане в целях устранения правовой коллизии, связанной с тем, что в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года и обязательствах Российской Федерации по присоединению к Всемирной торговой организации используются различные формулировки категории товаров для исследования и использования космического пространства.

В связи с этим Протоколом вводится новая редакция подпункта 3 пункта 3 статьи 5 Соглашения и излагается в следующем виде: «3) ввозимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов согласно перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, утверждаемому Комиссией.».

Дополнительную информацию о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года» представил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Бусько В.Л.

Протокол подписан в г. Москве 24 августа 2012 года. Предлагаемые им изменения вносятся с целью приведения его терминов и названий органов в соответствие с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года и носят технический характер. Кроме того, данная процедура осуществляется с учетом международных обязательств, вытекающих из статьи 8 Протокола об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года (далее — Протокол от 12 декабря 2008 года), предусматривающей, что по договоренности сторон в этот Протокол могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Структурно Протокол состоит из двух статей. В частности, пунктом 1 статьи 1 Протокола предлагается внести изменения в статью 2 Протокола от 12 декабря 2008 года, заменив в ней слова «Комиссии таможенного союза» на слова «Евразийской экономической комиссии», а слова «Комиссии» словами «Совета Комиссии».

В соответствии с вносимыми согласно пункту 2 статьи 1 Протокола изменениями в Протокол от 12 декабря 2008 года более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой Единого таможенного тарифа может применяться одной из сторон в отношении товара, происходящего из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии. При этом срок применения более высокой или более низкой ставки одной из сторон не может превышать шести месяцев, если иное не установлено соответствующим решением Совета Комиссии (абзац пятый пункта 2 статьи 1 Протокола).

30 мая 2014 года состоится совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики, в ходе которого члены Правительства ответят на вопросы парламентариев.

Информация подготовлена по материалам пресс-службы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

 

Новости по теме: